Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мир искусства (худож. объединение)

"Мир искусства" (далее М) русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890-х гг. (официально — в 1900) в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала М>М в первоначальном виде существовало до 1904; в расширенном составе, утратив идейно-творческое единство, — в 1910—24. В 1904—10 большинство мастеров "М (худож. объединение)" входило в состав Союза русских художников. Помимо основного ядра (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансерс, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов), "М (худож. объединение)" включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов и др.). В выставках "М (худож. объединение)" участвовали М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, а также некоторые иностранные художники.

  Мировоззренческие установки ведущих деятелей "М (худож. объединение)" во многом зависели от их острого неприятия господствующего антиэстетизма современного общества, смутного предчувствия грядущих общественных потрясений и желания противопоставить тревожной реальности исконные духовные и художественные ценности. Провозглашая своей задачей консолидацию художественных сил, выступающих против позитивизма под знаком возрождения идей романтизма, теоретики "М (худож. объединение)" выдвигали принцип эстетизации действительности. отводя т. о. искусству роль своего рода преобразователя жизни. Просветительский пафос деятельности мастеров "М (худож. объединение)" проявился в их стремлении возбудить всеобщий интерес к искусству прошлого (особенно к искусству 18 — начала 19 вв.), в их постоянной заботе об охране памятников старины, а также желании шире ознакомить публику с новейшими течениями современного искусства. В то же время признание активной общественной роли художественного творчества противоречиво сочеталось у них с лозунгом "свободного", или "чистого", искусства. Декларируя независимость искусства и отрицая его тенденциозность, они огвергали как академизм, так и творчество передвижников (признавая, однако, историческое значение последнего в прошлом), выступали с критикой эстетики русских революционных демократов (прежде всего Н. Г. Чернышевского) и концепций В. В. Стасова.

  Несмотря на некоторую непоследовательность в воззрениях его членов, ранний "М (худож. объединение)" во многом был идейно и стилистически близок западно-европейским художественным группировкам, объединявшим теоретиков и практиков "модерна". Так же, как и в творчестве мастеров западо-европейского "модерна", образный строй произведений художников "М (худож. объединение)" формировался на основе поэтики символизма и шире — неоромантизма; вместе с тем он оказывался в гораздо большей мере наполненным историко-культурными реминисценциями. Важно, однако, что ретроспективизм мастеров "М (худож. объединение)" часто был проникнут духом иронии и самопародии и по сути своей противоположен принципам традиционного исторического жанра. Для представителей "М (худож. объединение)" характерно также постоянное обращение наряду с историческим к "сочиненному" (подчас фантастическому) пейзажу, широкое использование приемов гротеска, элементов игры, карнавала и театра, мотивов маски и куклы-марионетки, сна и видений, тяготение к "роковой" символике, сказочному, эротическому. Творчеству ряда член "М (худож. объединение)" присущи тенденции неоклассицизма (Бакст, Серов, Добужинский; последнего вместе с тем отличает пристрастие и к урбанистическим мотивам); для Билибина и Рериха характерно увлечение средневековым русским искусством, фольклором, древнерус. историей. Поиски мастерами "М (худож. объединение)" стилеобразующего начала выразились в опытах создания произведений, построенных по законам "целостного искусства", т. е. синтеза искусств (см. "Модерн"), и наиболее полно были реализованы в их работах для книги и театра, немногочисленных опытах оформления интерьера, а также нашли отражение в живописи и графике. Живописным (в основном в технике акварели или гуаши) и графическим произведениям членов "М (худож. объединение)" присущи утонченный декоративизм, стилизация мотивов рококо и ампира, соединение плоскостного и трехмерного начал, изящная линеарность, порой переходящая в орнаментику, сочетание матовых, как бы искусственных тонов. Мастера "М (худож. объединение)" немало способствовали развитию искусства книги в России (помимо основных участников объединения, в этой области плодотворно работали также представители "второго поколения" "М (худож. объединение)" — Г. И. Нарбут, Д. И. Митрохин, С. В. Чехонин), значительными были их достижения в области живописного и графического портрета.

  Со 2-й половины первого десятилетия 20 в. в идейных и эстетических взглядах ведущих художников "М (худож. объединение)" происходят существенные изменения. В период Революции 1905—07 ряд из них (Добужинский, Лансере, Серов и др.) выступают как мастера политической сатиры. Новый этап существования "М (худож. объединение)" характеризуется также его отмежеванием от крайне левых течений в русском искусстве и утверждением мысли о возможности и пользе регламентации художественного творчества (идея "новой Академии", выдвинутая Бенуа), а в сфере практической — активизацией театральной деятельности и пропаганды современного русского искусства за границей. Спектакли, организованные во 2-й половине 1900-х — 1910-е гг. Дягилевым, т. н. Русские сезоны и Русский балет за границей, в оформлении которых участвовали многие члены "М (худож. объединение)", явились образцами синтеза искусств. С 1917 ряд представителей "М (худож. объединение)" (Бенуа, Грабарь и др.) активно обратился к музейно-организационной и реставрационной деятельности.

 

  Лит.: Бенуа А. Н., Возникновение "Мира искусства", Л., 1928; Соколова Н., М, М. — Л., 1934; Петров В. Н., М, в кн.: История русского искусства, т. 10, кн. 1, М., 1968; Лапшина Н., М, в кн.: Русская художественная культура конца XIX — начала XX века (1895—1907), кн. 2, М., 1969; Стернин Г. Ю., О ранних годах "Мира искусства", в его кн.: Художественная жизнь России на рубеже 19—20 веков, М., 1970; Гусарова А. П., М, Л., 1972.

  Т. И. Володина.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 23:23:52