Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Авиационная медицина

Авиационная медицина (далее А) раздел медицины, имеющий задачей медицинское обеспечение авиационных полетов. А составляют авиационная физиология (теоретическая основа А), авиационная гигиена, авиационная токсикология, авиационная психология, авиационная биохимия, "летная аварийность", врачебная экспертиза летного состава со специальной функциональной диагностикой. Предметом изучения А являются: 1) особые состояния организма — летное утомление, переутомление, хроническое утомление, высотная, воздушная, декомпрессионная болезни, баротравмы и др.; 2) деятельность летного состава и 3) специфические профессиональные условия. Общие задачи А по отношению к летному составу состоят в обеспечении высокого уровня работоспособности в полете (безопасность полета); здоровья летного состава и "летного долголетия". По отношению к пассажирам А содействует обеспечению безопасности полетов, комфорта, хорошего состояния организма после полета.

  А — наука в основном профилактическая. Однако в ряде случаев для авиационных врачей возникает необходимость осуществления лечебных мероприятий, оказания первой помощи пострадавшим при авариях и т. д. Для решения многих своих задач А разрабатывает вопросы о влиянии на организм гипоксии, ускорения и др.

  Практические задачи А: медицинский отбор поступающих на летную службу; медицинское и психологическое обеспечение процесса летного обучения; разработка рациональных режимов труда и отдыха летного состава; обоснование технических средств защиты организма человека от действия различных неблагоприятных факторов внешней среды (герметичные кабины самолетов, различная аппаратура, противоперегрузочные устройства и др.); разработка мероприятий (тренировки, различные стимуляторы, физическая подготовка и др.), направленных на повышение устойчивости организма; обоснование рационального питания летного состава; разработка рациональной одежды летного состава; профилактика медицинских предпосылок к летным происшествиям и медицинский анализ (расследование) летных происшествий; участие в розыске, оказание медицинской помощи и осуществление эвакуации летного состава и пассажиров после летных происшествий; медицинское обоснование средств спасения ( приборы, подающие под повышенным давлением, высотно-компенсирующие устройства, скафандры, катапультирующие установки, парашюты, спасательные спуски пассажирских самолетов, обеспечение пассажиров при нарушении герметичности кабин и т. д.); медицинский контроль за состоянием здоровья летного состава, в том числе и методами специальной функциональной диагностики.

  Наиболее распространенные методы А: моделирование профессиональных условий посредством различных установок (барокамеры, центрифуги и др.); моделирование летной деятельности на тренажерах, использование фотомакетов приборных досок; использование самолета в качестве медицинской лаборатории; получение информации о тех или иных функциях организма в короткие промежутки времени с помощью специальной регистрирующей аппаратуры (малогабаритной, автономной или дистанционно управляемой); повышение общей неспецифической устойчивости организма посредством высотной акклиматизации. Многие проблемы и методы А близки к проблемам и методам космической медицины.

  Свои первые шаги А сделала в 80-х гг. 19 в. во когда физиологи М. Журдане и П. Вер начали изучать состояние астронавтов при подъемах на воздушном шаре. Датой зарождения А в России следует считать 14 июля 1909, когда Совет Всероссийского аэроклуба признал необходимым разрешить желающим членам клуба совершать полеты лишь при условии их медицинского освидетельствования. Характерные черты современного периода развития А: 1) исследования в области научной организации летного труда; 2) развитие специальной функциональной диагностики в связи с возрастающими требованиями авиационной техники к организму человека; 3) поиски общих закономерностей взаимодействия организма с внешней средой (неспецифическая устойчивость, стато-кинетическая устойчивость и др.); 4) внедрение математических методов и кибернетики; 5) интенсивное исследование системы "человек + машина" в условиях полета; 6) теоретические обобщения результатов исследований.

  Большой вклад в развитие отечественной А внесли И. М. Сеченов, Л. А. Орбели, В. И. Воячек, Н. Н. Сиротинин, И. Р. Петров, В. В. Стрельцов, П. И. Егоров, К. Л. Хилов, А. П. Апполонов, А. А. Перескоков, В. Г. Миролюбов и др. За рубежом наиболее значительные исследования в области А провели во П. Гарсо, А. Мерсье и др.; в ГДР: К. Штойде; в Италии: А. Моссо, Р. Маргариа, Ч. Таленти, Т. Ломонако и др.; в Англии: Г. Дрейор, О. Коннор, П. Говард, П. Кинг и др.; в Чехословакии: Д. Чапек, М. Дворжак, М. Земан и др.; в Нидерландах: М. Ионгблед, А. Нойенс и др.; в Польше: А. Гуша, В. Дыбовский и др.; в Венгрии: Т. Хальм и др.; в США: Л. Бауэр, X. Армстронг, Дж. Фултон, У. Кларк, Ф. Хичкок, П. Кембел и др.; в Японии: Г. Гасегава и др.

  Международной организацией А является Интернациональная академия авиационной и космической медицины с центром в Париже. В СССР специалистов А готовят в Центральном институте усовершенствования врачей на кафедре авиационной медицины (Москва) и в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова (Ленинград).

  Лит.: Армстронг Г., А, пер. с англ., М., 1954; Сергеев А. А., Очерки по истории авиационной медицины, М.— Л., 1962; A textbook of aviation physiology, Oxf., (1965).

  Г. Л. Комендантов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.03.2024 11:13:00