Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мины морские

Мины морские (далее М) боевое средство (вид морских боеприпасов) для поражения кораблей противника и затруднения их действий. Основные свойства М: постоянная и длительная боевая готовность, внезапность боевого воздействия, сложность обезвреживания мин. М могут устанавливаться в водах противника и у своего побережья (см. Минные заграждения). М представляет собой заряд взрывчатого вещества, заключенный в водонепроницаемом корпусе, в котором помещены также приборы и устройства, вызывающие взрыв мины и обеспечивающие безопасность обращения с ней.

  Первую, правда неудачную, попытку применения плавучей мины предприняли русcкие инженеры в русско-турецкой войне 1768—1774. В 1807 в России военным инженером И. И. Фитцумом была сконструирована М, подрываемая с берега по огнепроводному шлангу. В 1812 русский ученый П. Л. Шиллинг осуществил проект мины, взрываемой с берега с помощью электрического тока. В 40—50-х гг. академик Б. С. Якоби изобрел гальваноударную мину, которая устанавливалась под поверхностью воды на тросе с якорем. Эти мины впервые были применены во время Крымской войны 1853—56. После войны русские изобретатели А. П. Давыдов и др. создали ударные мины с механическим взрывателем. Адмирал С. О. Макаров, изобретатель Н. Н. Азаров и др. разработали механизмы автоматической установки мин на заданное углубление и усовершенствовали способы постановки мин с надводных кораблей. М получили широкое применение в 1-й мировой войне 1914—18. Во 2-й мировой войне 1939—45 появились неконтактные мины (главным образом акустические и В конструкции неконтактных мин были введены приборы срочности и кратности, новые противотральные устройства. Для постановки мин в водах противника широко использовались самолеты.

  М в зависимости от их носителей делятся на корабельные (сбрасываются с палубы кораблей), лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные (сбрасываются с самолета). По положению после постановки М делятся на якорные, донные и плавающие (с помощью приборов удерживаются на заданном расстоянии от поверхности воды); по типу взрывателей — на контактные (взрываются при соприкосновении с кораблем), неконтактные (взрываются при прохождении корабля на определенном расстоянии от мины) и инженерные (подрываются с берегового командного пункта). Контактные мины (рис. 1, 2, 3) бывают гальваноударные, ударно-механические и антенные. Взрыватель контактных мин имеет гальванический элемент, ток которого (во время соприкосновения корабля с миной) замыкает при помощи реле внутри мины электрическую цепь запала, что вызывает взрыв заряда мины. Неконтактные якорные и донные мины (рис. 4) снабжаются высокочувствительными взрывателями, реагирующими на физические поля корабля при прохождении им вблизи мин (изменяющееся поле, звуковые колебания и др.). В зависимости от природы поля, на которое реагируют неконтактные мины, различают индукционные, акустические, гидродинамические или комбинированные мины. Схема неконтактного взрывателя включает элемент, воспринимающий изменения внешнего поля, связанные с прохождением корабля, усилительный тракт и исполнительное устройство (цепь запала). Инженерные мины делятся на управляемые по проводам и по радио. Для затруднения борьбы с неконтактными минами (траления мин) в схему взрывателей включаются приборы срочности, задерживающие приведение мины в боевое положение на любой требуемый период, приборы кратности, обеспечивающие взрыв мины только после заданного числа воздействий на взрыватель, и приборы-ловушки, вызывающие взрыв мины при попытке ее разоружения.

  Лит.: Белошицкий В. П., Багинский Ю. М., Оружие подводного удара, М., 1960; Скороход Ю. В., Хохлов П. М., Корабли противоминной обороны, М., 1967.

  С. Д. Могильный.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 08:59:15