|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Авиационная газовая турбина | Авиационная газовая турбина (далее А) один из основных агрегатов авиационных газотурбинных двигателей; по сравнению со стационарными газовыми турбинами, А при большой мощности имеет малые габариты и массу, что достигается конструктивным совершенством, большими осевыми скоростями газа в проточной части, высокими окружными скоростями рабочего колеса (до 450 м/сек) и большим (до 250 кдж/кг или 60 к кал/кг) теплоперепадом. А позволяет получать значительные мощности: например, одноступенчатая турбина (рис. 1) современного двигателя развивает мощность до 55 Мвт (75 тыс. л. с.). Преимущественное распространение получили многоступенчатые А (рис. 2), в которых мощность одной ступени обычно 30—40 Мвт (40—50 тыс. л. с.). Для А характерна высокая температура газа (850—1200°С) на входе в турбину. При этом необходимый ресурс и надежная работа турбины обеспечиваются применением специальных сплавов, отличающихся высокими механическими свойствами при рабочих температурах и устойчивостью в отношении ползучести, а также охлаждением сопловых и рабочих лопаток, корпуса турбины и дисков ротора.
Распространено воздушное охлаждение, при котором воздух, отбираемый из компрессора, пройдя через каналы системы охлаждения, поступает в проточную часть турбины.
А служат для привода компрессора турбореактивного двигателя, компрессора и вентилятора двухконтурного турбореактивного двигателя и для привода компрессора и винта турбовинтового двигателя. А используются также для привода вспомогательных агрегатов двигателей и летательных аппаратов — пусковых устройств (стартеров), электрических генераторов, насосов горючего и окислителя в жидкостном ракетном двигателе.
Развитие А идет по пути аэродинамического конструктивного и технологического совершенствования; улучшения газодинамических характеристик проточной части для обеспечения высокого кпд в широком диапазоне изменения режимов работы, характерном для авиационого двигателя; уменьшения массы турбины (при заданной мощности); дальнейшего повышения температуры газа на входе в турбину; применения новейших высокожаропрочных материалов, покрытий и эффективного охлаждения лопаток и дисков турбины. Развитие А характерно также дальнейшим увеличением числа ступеней: в современных А число ступеней доходит до восьми.
Лит.: Теория реактивных двигателей. Лопаточные машины, М., 1956; Скубачевский Г. С., Авиационные газотурбинные двигатели, М., 1965; Абианц В. X., Теория газовых турбин реактивных двигателей, 2 изд., М., 1965.
С. З. Копелев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 14:19:55
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|