Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мильтон Джон

Мильтон (далее М) Милтон (Milton) Джон (9.12.1608, Лондон, - 8.11.1674, там же), английский поэт, политический деятель, мыслитель. Сын нотариуса, близкого пуританским кругам. В 1632 окончил Кембриджский университет, получив степень магистра искусств. Уже в ранних произведениях М. (соч. философского характера, стихи на английском и латинском языках) сказалось знакомство М. с философией Ф. Бэкона и др., его близость к пуританской поэзии: "L"allegro" ("Жизнерадостный") и " penseroso" ("Задумчивый") - лирический диптих; драматическая поэма "Комус" - аллегория борьбы целомудрия с пороком. В 1638 М. опубликовал элегию "Люсидас", полную намеков на религиозно-политическую борьбу в Англии. В 1638-39 жил в Италии, в 1639 вернулся на родину, чтобы выступить против т. н. епископальной церкви; борьба против нее была прелюдией борьбы против монархического строя. В период Английской буржуазной революции 17 века М. - выдающийся публицист, сторонник индепендентов. В защиту свободы печати против принятого Долгим парламентом закона о цензуре написал памфлет "Ареопагитика" (1644, рус. пер. 1907). Книга "Иконоборец" (1649), обосновывающая осуждение и казнь короля Карла как тирана, убийцы и откровенного врага английского государства, открывает полемику с роялистскими памфлетистами Англии и континентальной Европы. В двух памфлетах "Защита английского народа" (1650 и 1654) М. выступил последователем тираноборческих теорий 16 в., поборником суверенитета англ. республики. В 1649-1652 в должности "латинского секретаря" вел международную государственную переписку; сотрудничал в официозном журнале "Меркуриус политикус" ("Mercurius Politicus"). Неоднократно высказывал тревогу по поводу положения дел в Англии, порицая нарушение прерогатив парламента, отсутствие религиозной свободы, расправу с демократическим движением. В памфлетах 1659-60 М. предупреждает о том, что торжество Реставрации приведет к возрождению тирании. К этому времени относятся его переводы псалмов и сонеты.

  После реставрации Стюартов (1660) соч. М. "Иконоборец" и оба памфлета "Защита английского народа" были публично сожжены. Избежав тюрьмы и смерти, М. вел уединенную жизнь. Его бедствия усугубила слепота. В этот период напряженного творчества им созданы поэмы на библейском материале "Потерянный рай" (1667) и "Возвращенный рай" (1671), а также "История Британии" (1670). В первой говорится о закономерности восстания против самого бога. Мятежный образ Сатаны, при всем противоречии, которое проявил М. в оценке его действий, и глубоко привлекателен, как и образы людей, нарушающих божью заповедь. Гуманист, боровшийся в М. с богобоязненным пуританином, определил сложный, противоречивый идейно-художественный комплекс поэмы. Вторая поэма М. слабее, хотя и в ней содержится идея борьбы. Творческий путь М. закончил блестящей трагедией "Самсон-борец" (1671, рус. пер. 1911), славящей неисчерпаемые силы народного сопротивления тирании. Творческого эволюция М. шла от традиций Позднего Ренессанса к выработке самостоятельного стиля, в котором намечается общая классицистическая тенденция. Воздействие М. на развитие европейской поэзии прослеживается вплоть до 30-х гг. 19 в. Английского поэта и мыслителя знали и высоко ценили в России 18-19 вв., и сам М. проявил интерес к России, посвятив ей "Краткую историю Московии" (1682, рус. пер. под названием "Московия Джона Ма", 1875).

  Соч.: The works, v. 1-8, . ., 1931-38; в рус, пер. - Потерянный и возвращенный рай, СПБ, 1899.

  Лит.: Луначарский А. В., Собр. соч., т. 4, М., 1964, с. 164; История английской литературы, т. 1, в. 2, М. - Л., 1945; Кон И. С., Дж. М как социально-политический мыслитель, "Вопросы философии", 1959, № 1; Р. М., Творчество Джона Ма, М., 1964; Hanford J., Milton handbook, . ., 1926; Tillyard E. M., Milton, L., 1959; Muir ., John Milton, L., 1961; Parker . R., Milton. A biography, v. 1-2, Oxf., 1968; Milton studies..., (Pittsdurgh, 1969) (изд. продолжается).

  Р. М.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.11.2024 20:14:31