|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Милан | Милан (далее М) (Milano), город на С. Италии, административный центр области Ломбардия и провинции М. Крупнейший экономический и культурный центр страны. Второй (после Рима) по численности населения город Италии. 1725,7 тыс. жителей (1972). Расположен в центральной части Паданской равнины, у скрещения и автомобильных дорог, ведущих от перевалов через Альпы; связан судоходными каналами с р. По; узел воздушных сообщений международного значения.
Более 1/2 экономически активного населения занято в промышленности (около 10 % занятых во всей промышленности страны), имеющей многоотраслевой характер. Ведущая отрасль - машиностроение: производство оборудования для металлургии и др. отраслей промышленности, моторостроение, автомобильная, авиационная, тракторная промышленность, производство мотоциклов, велосипедов, с.-х. машин, ж.-д. подвижного состава и оборудования, станкостроение, приборостроение, электротехническая, радиоэлектронная, военная промышленность. Развиты нефтеперерабатывающая, резиновая промышленность, металлургия (особенно производство качественных сталей). Предприятия текстильной, пищевой, швейной, кожевенно-обувной, полиграфической и других отраслей. В М - известный "Туринг-клуб Итальяно", издающий географические журналы, путеводители, карты, атласы и ежегодники.
В М находятся правления ведущих монополий страны - концернов "Монтекатини Эдисон","Фальк", "СНИА - Вискоза", "Бреда", "Пирелли" и др.; многочисленные банки, торговая и фондовая биржи (в М производится большая часть торговых и финансовых сделок Италии). В М - ряд высших учебных заведений (в т. ч. университет, политехнический институт, католический университет, коммерческий университет, консерватория, академия изящных искусств) и научных учреждений (Академия наук и литературы), Национальная библиотека, библиотека Амброзиана и др., всемирно известный оперный театр "Ла Скала" и другие театры.
Т. А. Галкина.
М основан в конце 5 или начале 4 в. до н. э. инсубрами. С 196 до н. э. - под властью Рима (лат. название Mediolanum); крупный экономический центр Римской империи. В 4 в. епископом М был Амвросий Медиоланский. При лангобардах М - резиденция одного из герцогов. С 801 столица одноименного графства, с конца 10 в. центр архиспископства. К 11-12 вв. М стал значительным центром ремесла (производство оружия, шелка, сукна и др.) и торговли. Политическая власть в нем принадлежала архиепископу и феодальной аристократии. Во 2-й половине 11 в. М был одним из очагов патарии, в результате которой в 1097-98 была утверждена коммуна (возникла еще в середине 11 в.). М, в 1158 отказавшийся признать власть императора Фридриха Барбароссы, в 1162, после длительной осады, был разрушен. Восстановленный на средства Ломбардской лиги, М активно участвовал в разгроме имперских войск в 1176 при Леньяно. По Констанцскому миру 1183 за М были закреплены права коммуны. Социальные противоречия и борьба знатных родов за власть привели к утверждению в М тирании Висконти; при них М стал столицей обширного Мского герцогства (с 1395). В 1450-1535 (с перерывами) М - под властью рода Сфорца. В результате Итальянских войн 1494-1559 М вошел в состав владений Испании (1535). В 1706 в ходе войны за Испанское наследство (1701-14) захвачен Австрией. Оккупированный в 1796 войсками Наполеона, М в 1797 стал столицей Цизальпинской республики, в 1802 - Итальянской республики, в 1805 - Итальянского королевства. В 1815-59 М вновь под австрийским игом (как центр Ломбардо-Венецианского королевства). Во время Революции 1848-49, в результате народного восстания 18-22 марта 1848 ("пять дней"), австрийская армия была изгнана из города. В августе 1848 австрийцы вновь захватили М В 1859 М освободился от австрийского господства (в результате австро-итало-французской войны 1859) и со всей Ломбардией вошел в Сардинское королевство, конституировавшееся в 1861 в единое Итальянское королевство. М стал важным центром рабочего движения. В 1882 в М была основана Итальянская рабочая партия. В мае 1898 всеобщая стачка рабочих М переросла в баррикадные бои между рабочими и войсками. В 1920 М - один из главных центров движения за "занятие предприятий" (см. в ст. Италия).
Во время 2-й мировой войны 1939-45 М - один из главных очагов антифашистской освободительной борьбы против итальянцев и оккупировавших в 1943 Италию немецких фашистов (в М находился национальный комитет освобождения Северной Италии), с марта 1943 - место крупнейших антифашистских забастовок; 25 апреля 1945 в городе началось всенародное восстание и 26 апреля 1945 М был освобожден.
Л. М Брагина.
Средневековый М имел овальный план с радиальной сеткой улиц и центром на площади Пьяцца дель Дуомо. С 16 в. городской границей становятся стены, возведенные в период испанского владычества. Сохранились фрагменты римских построек. М - один из важнейших центров раннехристианского и романского зодчества (церкви: Сан-Лоренцо Маджоре (начата в 4 в., перестроена в 11 и 16 вв.; мозаики 4-5 вв.), Сант-Амброджо (с 9 в., основное строительство - 11-12 вв.; портик каноники и клуатры - с 1492, архитектор Браманте; см. илл.), Сант-Эусторджо (12-13 вв.; капелла Портинари - 1462-1468, проект Микелоццо, фрески В. Фоппы)). Среди памятников зрелого средневековья и Возрождения: Палаццо делла Раджоне (1223-38), готический собор (с 1386, строители - А. и Ф. дельи Органи, Дж. А. Амадео, К. Солари, П. Тибальди и др.; окончен в 1856), Кастелло Сфорцеско (с 1450, архитекторы Джованни да Ме, Филарете, Браманте в Зала делле Лесе - фрески по эскизам Леонардо да Винчи; интерьеры реконструированы для музея, 1952-56, архитектурный коллектив БПР), Оспедале Маджоре (с 1456, архитектор Филарете, Г. Солари, окончен в 1624 Ф. Рикинп); церкви - Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1479-83, архитектор Браманте; фасад - 19 в.; см. илл.), Санта Мария делле Грацие (1466-97, архитекторы Г. Солари и Браманте; см. илл.; в трапезной - роспись "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи; см. илл.); Палаццо Марине (с 1557, архитектор Г. Алесси; см. илл.). Многочисленны постройки в духе барокко (Палаццо Брера, с 1651, архитектор Ф. Рикини), рококо и классицизма 18 в., крупнейшим центром которого был М (театр "Ла Скала", 1778, и Палаццо Бельджойозо, 1773-81, - оба архитектор Дж. Пьермарини). С середины 19 в. М вырастает из границ укреплений 16 в. и постепенно сливается с пригородами.
В 20 в. М - центр возникновения и развития ряда прогрессивных тенденций итал. зодчества. После утверждения генерального плана (1953) построено несколько экспериментальных жилых кварталов, преимущественно на С. (Комазина, Ка Гранде Норд и др.), предпринята попытка создания нового центра (расположенного к С. от прежнего центра М), в композиции которого преобладает группа небоскребов (конторское здание Пирелли, 1956-60, архитекторы Дж. Понтии А. Россели, инженер П. Л. Нерви, см. илл.; и др.). Из построек 20 в. примечательны также: дом Рустичи (1935, архитекторы П. Линджери и Дж. Терраньи), Коммерческий университет (1942, архитектор Дж. Пагано), павильоны Мской выставки (1950-е гг., архитектор Л. Бальдессари и др.), небоскреб Торре Веласка (1956-58, коллектив БПР). Музеи: Пинакотека Брера, Пинакотека Амброзиана, Музей Польди-Пеццоли (итал. школы 15-18 вв.), Музей собора, Национальный музей науки и техники Леонардо да Винчи и др.
Лит.: Visconti A., Storia di Milano, 2 ed., Mil., 1952; Вosisio A., Storia di Milano, Mil., 1958; "Cittadi Milano" (c 1883); Romussi ., Milano nei suoi monumenti, v. 1-2, 3 ed., Mil., 1912-13; AIoi R., Nuove architetture a Milano, Mil., 1959.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.11.2024 19:57:18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|