Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Авиа- и ракетостроительные монополии

Авиа- и ракетостроительные монополии (далее А) капиталистических стран. Производство авиа- и ракетной техники сконцентрировано в руках небольшой группы монополий главных капиталистических стран. Господствующее положение во 2-й половине 60-х гг. занимали монополии США, на долю которых приходилось около 80% всей продукции авиаракетной техники в капиталистическом мире и более 80% ее экспорта. Значительные авиационные компании Англии, ФРГ и Японии. В США более 50% всех занятых в отрасли работает на предприятиях шести монополий-гигантов (см. табл.).

Крупнейшие авиа- и ракетостроительные монополии капиталистических стран1

(1966, млн. долл.)




Год создания

Активы

Собственный капитал

Число занятых (тыс. чел.)

Оборот по продаже

Валовая прибыль

Валовая прибыль (%)

Чистая прибыль


Монополии США













к обороту

к собст-венному капиталу



"Боинг"

1916

1445

564

128

2357

151

6,4

26,9

76

"Мак-Доннел-Дуглас"2

1967

853

323

124

1775

96

5,3

30,0

47

"Норт-Американ-Рокуэлл"

1967

966

568

114

2660

169

6,4

29,7

90

"Дженерал дайнемикс"

1952

734

286

93

1797

101

5,5

35,3

58

"Локхид эркрафт"

1932

727

318

90

2085

110

5,3

31,3

59

"Юнайтед эркрафт"

1934

1046

417

82

1666

96

5,1

22,9

46


Монополии западно-европейских стран3




















"Хокер Сидли груп" (Англия)

1935

938

385

122

1075



2,2

6,5

23,5

"Бритиш эркрафт" (Англия)

1960

239

47

34

448



1,9

18,0

8,7

"Сюд-авиасьон" (

1957

591

87

29

309



0,9

3,7

2,7

1 Монополии расположены по числу занятых на предприятиях каждой монополии в убывающем порядке.  2 За 1965.  3 Вследствие отсутствия данных о валовой прибыли приведены чистая прибыль и ее отношение к обороту и собственному капиталу.

  В Англии 95% всей авиапромышленности монополизовано "большой четверкой": "Хокер Сидли груп" ("Hawker Siddeley Group") и "Бритиш эркрафт" ("British Aircraft") (авиа- и ракетостроение), "Уэстленд эркрафт" ("Westland Aircraft") (вертолетостроение), "Роллс-Ройс" ("Rolls-Royce") и ее дочерней фирмой "Бристол Сидли энджинс" ("Bristol Siddeley Engines") (авиадвигатели). Во большая часть авиатехники выпускается тремя компаниями: "Сюд-авиасьон" ("Sud-Aviation"), "Нор-авиасьон" ("Nord-Aviation") и "Марсель Дассо" ("Marcel Dassault"), в ФРГ - пятью: "Ферайнигте флюгтехнише верке" ("Vereinigte Flugtechnische Werke"), "Бельков" ("ölkow"), "Дорнье" ("Dornier"), "Мессершмитт" ("Messerschmitt"), "Гамбургер флюгцойгбау" ("Hamburger Flugzeugbau"). В Японии на долю четырех фирм приходится до 97% всего производства авиатехники, в том числе у "Мицубиси хэви индастрис" ("Mitsubishi Heavy Industries") сосредоточено 50%. В Италии выпуском авиатехники занимается практически только "ФИАТ" ("FIAT"). Наряду со специальными А.- и р. м. известную роль в развитии этой отрасли производства играют также компании других отраслей, в том числе автомобильные ("Дженерал моторс" ("General Motors"), "Форд" ("Ford") и "Крайслер" ("Chrysler") в США, "ФИАТ" в Италии), электротехнические ("Дженерал электрик" ("General Electric"), "Вестингауз электрик" ("Westinghouse Electric") и "Уэстерн электрик" ("Western Electric") в США).

  Монополии США по своей мощи значительно превосходят компании других стран. Шестерка авиаракетных корпораций США входит в число 50 крупнейших промышленных монополий капиталистического мира. Число занятых в одной только "Боинг" ("Boeing") превышает 125 тыс., тогда как в Англии во всей отрасли занято около 250 тыс., а во 100 тыс. чел. По величине активов и числу занятых с монополиями США может сравниться только английская "Хокер Сидли груп", уступающая, однако, им по размерам оборота. Корпорации США обладают монополией на такие важные виды продукции, как стратегические ракеты, межконтинентальные воздушные лайнеры и др. По их лицензиям работают многие авиакомпании Европы, Канады и Японии. Развитие западно-европейских авиаракетных компаний затруднено как конкуренцией мощных монополий США, так и относительной узостью внутреннего рынка этих стран: емкость рынка западно-европейских стран для продукции гражданской авиатехники составляет 40%, а для военной авиационной продукции около 20% емкости рынка США.

  Конкуренция монополий США и высокие темпы технического прогресса, приводящие к строительству более дорогих и сложных машин, вызвали серию слияний и поглощений среди авиаракетных компаний ведущих западно-европейских стран и вынуждают их кооперироваться при разработке отдельных проектов; в 1967 приняты решения о слиянии двух ведущих компаний Англии ("Хокер Сидли груп" и "Бритиш эркрафт"), трех в ФРГ ("Бельков", "Мессершмитт" и "Ферайнигте флюгтехнише верке") и о реорганизации французской авиаракетной промышленности с целью дальнейшей ее концентрации и специализации.

  Большое военно-стратегическое значение А.- и р. монополий и капиталоемкость производства обусловили высокое развитие государственно-монополистических тенденций в этой отрасли. Государство субсидирует и финансирует производство, а также значительную часть исследовательских работ монополий. В США и Великобритании многие авиационные предприятия были построены в годы 2-й мировой войны на государственные средства, а затем переданы на льготных условиях частному капиталу. Большое участие государство принимает в реорганизации авиа- и ракетостроения в Великобритании и в особенности во где оно является собственником ведущих авиационных компаний. А.- и р. монополии США тесно связаны с военным ведомством. В их руководящие органы входит большое число отставных генералов и адмиралов, в частности, только на "Дженерал дайнемикс" ("General Dynamics") работает около 190 бывших высокопоставленных военных.

  А.- и р. м. представляют собой мощные военно-промышленные концерны, в оборотах которых военная и космическая продукция занимает от 50% до 90%; крупнейшие из них выступают генеральными подрядчиками по комплексным системам оружия. По сумме получаемых военных заказов А.- и р. м. США занимают первые места среди промышленных компаний страны. В 1965 "Локхид" ("Lockheed") получила военные заказы на сумму 1,7 млрд. долларов, "Дженерал дайнемикс" 1,1 млрд., "Мак-Доннелл" 855 млн., "Норт-Американ" 745 млн.,"Юнайтед эркрафт" 632 млн. и "Боинг" 583 млн. долларов. Правительственные заказы на военную и космическую технику служат источниками высоких прибылей. Особенно наживаются А.- и р. м. в периоды военных действий. По сравнению с 1935 валовой доход 8 авиаракетных компаний США увеличился в 1940 в 91 раз, в 1945 более чем в 210 раз. Только за 1964-66 в связи с агрессией США во Вьетнаме валовая прибыль А.- и р. м. США выросла в 1,5 раза и составила почти 2 млрд. долларов. А.- и р. м. ведут постоянную борьбу за получение правительственных заказов, исход которой зачастую решают не объективные показатели, а связи с военным ведомством. Ярким примером является скандальный случай с крупнейшим в истории США многомиллиардным (6,5 млрд. долларов) заказом на производство военных самолетов -111. Несмотря на то, что "Боинг" представила более экономичный и технически более совершенный проект, этот заказ в 1962 был выдан фирме "Дженерал дайнемикс", т. к. ее поддержали некоторые руководящие военные деятели. Построенный ею самолет оказался в несколько раз дороже запроектированного и не соответствовал обусловленным тактико-техническим характеристикам.

  Крупнейший по числу занятых А.-и р. м. является концерн "Боинг" (США), занимающий 1-е место в мире по производству воздушных лайнеров, один из ведущих поставщиков реактивных транспортных самолетов и вертолетов, а также известного бомбардировщика В-52, генеральный подрядчик по выпуску системы оружия "Минитмен". Поставки правительству составляют в среднем 50%, в отдельные годы до 70% всех продаж монополии. "Боинг" входит в сферу влияния финансовой группы и группы "Ферст нэшонал сити банк" ("First National City Bank"). Занимающая первое место по размерам оборота "Норт-Американ-Рокуэлл" ("North-American-Rockwell", США) создана в 1967 путем слияния двух корпораций: 1) контролируемой Дюпонами " Норт-Американ авиэйшен", выпускающей ракетные двигатели и космическую технику (40% ее продукции), в том числе космические корабли "Аполлон", и 2) "Рокуэлл стандард", выпускающей узлы и компоненты для авиаракетной, автомобильной и другой техники.

  Монополия "Мак-Доннелл-Дуглас" ("McDonnell-Douglas", США) основана в 1967 после того, как одна из ведущих авиаракетных корпораций "Мак-Доннелл", выпускающая в основном военную и космическую продукцию, поглотила компанию "Дуглас эркрафт" ("Douglas Aircraft"), важное место в продукции которой занимали гражданские самолеты.

  "Дженерал дайнемикс" (США) выпускает почти исключительно военную и космическую технику и является одним из крупнейших поставщиков управляемых снарядов, военных самолетов, подводных лодок; контролируется группами Лимена и Крауна. Монополия известна рядом неудачных проектов (-111 и др.).

  90% продукции концерна "Локхид" (США), находящегося в сфере влияния финансовой группы, приходится на военную и космическую технику. Он занимает одно из ведущих мест в области создания стратегических баллистических ракет, является генеральным подрядчиком по производству ракет "Поларис" для подводных лодок. По его лицензии в ФРГ, Японии, Италии, Бельгии и Нидерландах построены истребители-бомбардировщики -104 "Старфайтер".

  "Юнайтед эркрафт" (США) специализируется на выпуске мощных реактивных и турбовинтовых двигателей, электронной аппаратуры "Норден" и вертолетов, по производству которых она занимает 2-е место в США. По ее лицензиям строятся вертолеты в Англии, и Японии. Контролируется Гарриманами и "Ферст нэшонал сити банк".

  На долю авиаракетной продукции приходится около 70% объема производства английской монополии "Хокер Сидли груп". Она занимает важные позиции в производстве авиадвигателей и другой авиатехники в Канаде (через дочернюю фирму "Де Хэвил-ленд эркрафт оф Канада" ("De Havil-land Aircraft of Canada")).

  По проекту реорганизации авиаракетостроения принятому в 1967, государственные компании "Сюд-авиасьон" и "Нор-авиасьон" сосредоточат в своих руках выпуск соответственно гражданской авиапродукции и ракетной техники, а строительство военных самолетов будет сконцентрировано на предприятиях частной компании "Марсель Дассо".

  Ведущее место в самолетостроении ФРГ занимает компания "Ферайнигте флюгтехнише верке", 35% акционерного капитала которой принадлежит Круппу, 26% "Юнайтед эркрафт" (США) и 12% семье Хейнкель; она создана в 1963 путем слияния компаний "Фокке-Вульф" и "Везер", в 1964 к ней присоединилась фирма "Э. Хейнкель". В ней занято 10 тыс. человек. Компания в 1967 освоила серийное производство разработанных совместно с французскими компаниями военно-транспортных самолетов для западно-германского бундесвера и французских ВВС.

  И. А. Агаянц.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 02.12.2020 22:02:54
21:48 Миру предрекли дефицит вакцин от COVID-19
21:45 Тучная актриса перенесла смертельную болезнь и достигла своего минимального веса
21:42 На Украине раскрыли сроки введения локдауна в стране
21:38 Московский вуз оштрафовали на полмиллиона рублей за нарушение карантина
21:36 Оценена возможность выплаты Нурмагомедову стомиллионного гонорара
21:22 Музеи Петербурга решили закрыться на новогодние праздники
21:21 Глава Минтруда высказался о зарплате россиян на удаленке
21:03 Рожденная мужчиной женщина 16 лет скрывала это и призналась лишь возлюбленному
20:58 Шнуров извинился перед «подстегнувшим естественный отбор» Бастой
Больше новостей
СегодняРоссия Путин поручил начать массовую вакцинацию от коронавирусаКогда она начнется и кто первым получит прививки?
СегодняИнтернет и СМИ Российский блогер в прямом эфире довел подругу до смертиОн выгнал ее на мороз, а наутро нашел мертвой
СегодняНаука и техника «Трупы убитых выставляли на всеобщее обозрение»Зачем Сталин завладел Прибалтикой и что с ней хотел сделать Гитлер
18:46 В Германии объявили войну Tesla
20:57 Трамп отдал политику США по Ирану на откуп Помпео
20:52 Армянская оппозиция пообещала назвать кандидата на пост премьера
СегодняБывший СССР «Они зайдут в наш дом и убьют»Азербайджанцы возвращаются в Карабах. Смогут ли они ужиться с армянами, победив взаимную ненависть?
30 ноября 2020Экономика Сорвали банкРоссия создала одну из самых продвинутых банковских систем. Как страна научилась считать деньги?
20:50 В Минздраве объяснили отказ врачей лечить россиянина с туберкулезом и COVID-19
18:36 Месси наказали за жест в память о Марадоне
20:47 На сайте любимого дешевого бренда россиян появилось платье с торчащими стрингами
СегодняЦенности Грязный шикПочему богатые люди тратят тысячи долларов на грязную, рваную и старую одежду
1 декабря 2020Силовые структуры «Такие преступники сами не останавливаются»В России поймали самого опасного маньяка страны. Он убил 32 женщины и на годы исчез без следа
18:18 Раскрыто новое устройство Apple с 5G
20:46 Российский блогер прокомментировал смерть подруги во время стрима
20:20 Россия выдала Белоруссии участника прославившейся в 90-е банды «морозовцев»
СегодняДом Крымский валНа любимом курорте россиян — дефицит жилья. Где в Крыму остались дешевые квартиры и как их купить?
1 декабря 2020Культура Подкрался незаметно«Эйфория», эпидемия и знаменитая секта самоубийц: лучшие сериалы для завершения 2020 года
20:34 Московский велосипедист воспользовался прокатом более 7 тысяч раз
20:15 В США рассказали о «перекладывающем на других вину» Рогозине
20:21 Европа захотела помириться с США
1 декабря 2020Путешествия «Здесь легче дать взятку, чем платить штраф»Церковь наркобарона, ковбои и грязные танцы: чем Мексика может удивить россиян?
1 декабря 2020 Партнерский материалСвое родноеПляж-торт, сибирский Стоунхендж и Золотые горы: о каких российских местах мало кто знает
20:11 Украина заявила о бойкоте встречи с представителями Донбасса в Совбезе ООН
20:17 Рой диких пчел атаковал пассажирские самолеты и сорвал рейсы
20:09 Четверых несовершеннолетних обвинили в изнасиловании женщины
1 декабря 2020Культура Музейная легендаДружила с Шагалом, привезла «Мону Лизу» и Пикассо: умерла президент Пушкинского музея Ирина Антонова
30 ноября 2020Культура «Современная женщина так же умна, как и мужчины»Педро Альмодовар о войне полов, женской мести и призраках старого кино
20:04 Разрушители загадочного монолита из пустыни объяснили свой поступок
19:55 Девушка занялась сексом с возлюбленным и попросила оценить ее умения в анкете
20:08 «Газпром» поверил в ценность своего газа для Европы
СегодняКультура Сегрегируй этоГангстеры, расизм и ничего хорошего: каким получился новый сезон «Фарго»
Сегодня Почему 2,5 миллиона за Geely — это интересная сделка?Тест кроссовера Tugella, способного изменить имидж «китайцев»
19:53 Ребенок с аномальной структурой волос прославился в сети
20:05 Компания из США выгодно продалась благодаря коронавирусу
19:50 Смартфон Xiaomi получит самый мощный процессор в мире
1 декабря 2020Россия Что изменится в жизни россиян с 1 декабряНовые правила отсрочки от армии, выдачи больничных и обновленные водительские права
Сегодня Рассказываем всё об обновленном Volkswagen Tiguan для РоссииКак изменился главный немецкий кроссвер российского рынка после рестайлинга?
20:03 Белорусский футболист удивился своей фамилии в письме в поддержку Лукашенко
20:02 Москвич поссорился с пассажиром в метро и ударил его ножом
19:47 В Госдепе смеялись над родимым пятном Горбачева и телом Ленина
1 декабря 2020Россия Новое метро, дороги и домаКакой будет Москва будущего
1 декабря 2020Интернет и СМИ «Источник ненависти, разногласий и недоверия»Лживая информация в сети стала реальной угрозой для целого мира. Как с ней борются в разных странах?
19:44 Бывший сотрудник раскрыл секрет Tesla и поплатился
19:59 Неизвестные установили фигуру Дарта Вейдера на месте памятника работорговцу
19:35 В Москве следователь заказал поджог своего отдела из-за ссоры с начальником
30 ноября 2020Россия «Тяжелые поражения, фатальное нарушение сердечного ритма»Россияне тратят последние деньги и опустошают аптеки, спасаясь от коронавируса. Чем они рискуют?
19:55 В Египте казнили десятки человек
19:33 Бывшего нефтяного магната захотели лишить пятиэтажной квартиры в Москве
19:48 В Кремле рассказали о планах Путина по встрече с Чубайсом
19:45 Россиян отказались заселять в отель на Занзибаре
19:26 Белорусских пенсионеров оштрафовали за участие в протестах
19:39 Сын российского олигарха сбежал в Россию от решившей засудить его матери
19:14 Борис Джонсон отказался первым прививаться от коронавируса
19:03 Раскрыт сценарий применения ведомого Су-57
19:06 «Макдоналдс» поменял рецепт гамбургеров и Биг-Маков в России
19:31 Депутат Госдумы пожаловался на нехватку лекарств от COVID-19 и попал в больницу
18:55 США и Китаю дали шанс на примирение в торговой войне
19:18 Назван наибольший риск для восстановления экономики Европы
18:48 Турист открыл стрельбу в крымском баре
19:12 Боец Шлеменко назвал способ разрешить конфликт между Бастой и Шнуровым
18:45 Популярные в 2000-х заправленные в сапоги джинсы вновь стали модным трендом
19:06 Опубликован список самых популярных книг десятилетия
18:43 Историк-расчленитель Соколов связал убийство аспирантки с «Маэстро» Понасенковым
18:56 Якутский Дед Мороз зажег елку при ураганном ветре
18:22 Группу Little Big обвинили в распространении порнографии
18:16 Израиль купит полтора миллиона доз вакцины «Спутник V»
18:41 Пятиэтажную московскую квартиру бизнесмена захотели забрать за долги
18:31 Умершая во время стрима подруга российского блогера оказалась беременной