Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Авиа- и ракетостроительные монополии

Авиа- и ракетостроительные монополии (далее А) капиталистических стран. Производство авиа- и ракетной техники сконцентрировано в руках небольшой группы монополий главных капиталистических стран. Господствующее положение во 2-й половине 60-х гг. занимали монополии США, на долю которых приходилось около 80% всей продукции авиаракетной техники в капиталистическом мире и более 80% ее экспорта. Значительные авиационные компании Англии, ФРГ и Японии. В США более 50% всех занятых в отрасли работает на предприятиях шести монополий-гигантов (см. табл.).

Крупнейшие авиа- и ракетостроительные монополии капиталистических стран1

(1966, млн. долл.)




Год создания

Активы

Собственный капитал

Число занятых (тыс. чел.)

Оборот по продаже

Валовая прибыль

Валовая прибыль (%)

Чистая прибыль


Монополии США













к обороту

к собст-венному капиталу



"Боинг"

1916

1445

564

128

2357

151

6,4

26,9

76

"Мак-Доннел-Дуглас"2

1967

853

323

124

1775

96

5,3

30,0

47

"Норт-Американ-Рокуэлл"

1967

966

568

114

2660

169

6,4

29,7

90

"Дженерал дайнемикс"

1952

734

286

93

1797

101

5,5

35,3

58

"Локхид эркрафт"

1932

727

318

90

2085

110

5,3

31,3

59

"Юнайтед эркрафт"

1934

1046

417

82

1666

96

5,1

22,9

46


Монополии западно-европейских стран3




















"Хокер Сидли груп" (Англия)

1935

938

385

122

1075



2,2

6,5

23,5

"Бритиш эркрафт" (Англия)

1960

239

47

34

448



1,9

18,0

8,7

"Сюд-авиасьон" (

1957

591

87

29

309



0,9

3,7

2,7

1 Монополии расположены по числу занятых на предприятиях каждой монополии в убывающем порядке.  2 За 1965.  3 Вследствие отсутствия данных о валовой прибыли приведены чистая прибыль и ее отношение к обороту и собственному капиталу.

  В Англии 95% всей авиапромышленности монополизовано "большой четверкой": "Хокер Сидли груп" ("Hawker Siddeley Group") и "Бритиш эркрафт" ("British Aircraft") (авиа- и ракетостроение), "Уэстленд эркрафт" ("Westland Aircraft") (вертолетостроение), "Роллс-Ройс" ("Rolls-Royce") и ее дочерней фирмой "Бристол Сидли энджинс" ("Bristol Siddeley Engines") (авиадвигатели). Во большая часть авиатехники выпускается тремя компаниями: "Сюд-авиасьон" ("Sud-Aviation"), "Нор-авиасьон" ("Nord-Aviation") и "Марсель Дассо" ("Marcel Dassault"), в ФРГ - пятью: "Ферайнигте флюгтехнише верке" ("Vereinigte Flugtechnische Werke"), "Бельков" ("ölkow"), "Дорнье" ("Dornier"), "Мессершмитт" ("Messerschmitt"), "Гамбургер флюгцойгбау" ("Hamburger Flugzeugbau"). В Японии на долю четырех фирм приходится до 97% всего производства авиатехники, в том числе у "Мицубиси хэви индастрис" ("Mitsubishi Heavy Industries") сосредоточено 50%. В Италии выпуском авиатехники занимается практически только "ФИАТ" ("FIAT"). Наряду со специальными А.- и р. м. известную роль в развитии этой отрасли производства играют также компании других отраслей, в том числе автомобильные ("Дженерал моторс" ("General Motors"), "Форд" ("Ford") и "Крайслер" ("Chrysler") в США, "ФИАТ" в Италии), электротехнические ("Дженерал электрик" ("General Electric"), "Вестингауз электрик" ("Westinghouse Electric") и "Уэстерн электрик" ("Western Electric") в США).

  Монополии США по своей мощи значительно превосходят компании других стран. Шестерка авиаракетных корпораций США входит в число 50 крупнейших промышленных монополий капиталистического мира. Число занятых в одной только "Боинг" ("Boeing") превышает 125 тыс., тогда как в Англии во всей отрасли занято около 250 тыс., а во 100 тыс. чел. По величине активов и числу занятых с монополиями США может сравниться только английская "Хокер Сидли груп", уступающая, однако, им по размерам оборота. Корпорации США обладают монополией на такие важные виды продукции, как стратегические ракеты, межконтинентальные воздушные лайнеры и др. По их лицензиям работают многие авиакомпании Европы, Канады и Японии. Развитие западно-европейских авиаракетных компаний затруднено как конкуренцией мощных монополий США, так и относительной узостью внутреннего рынка этих стран: емкость рынка западно-европейских стран для продукции гражданской авиатехники составляет 40%, а для военной авиационной продукции около 20% емкости рынка США.

  Конкуренция монополий США и высокие темпы технического прогресса, приводящие к строительству более дорогих и сложных машин, вызвали серию слияний и поглощений среди авиаракетных компаний ведущих западно-европейских стран и вынуждают их кооперироваться при разработке отдельных проектов; в 1967 приняты решения о слиянии двух ведущих компаний Англии ("Хокер Сидли груп" и "Бритиш эркрафт"), трех в ФРГ ("Бельков", "Мессершмитт" и "Ферайнигте флюгтехнише верке") и о реорганизации французской авиаракетной промышленности с целью дальнейшей ее концентрации и специализации.

  Большое военно-стратегическое значение А.- и р. монополий и капиталоемкость производства обусловили высокое развитие государственно-монополистических тенденций в этой отрасли. Государство субсидирует и финансирует производство, а также значительную часть исследовательских работ монополий. В США и Великобритании многие авиационные предприятия были построены в годы 2-й мировой войны на государственные средства, а затем переданы на льготных условиях частному капиталу. Большое участие государство принимает в реорганизации авиа- и ракетостроения в Великобритании и в особенности во где оно является собственником ведущих авиационных компаний. А.- и р. монополии США тесно связаны с военным ведомством. В их руководящие органы входит большое число отставных генералов и адмиралов, в частности, только на "Дженерал дайнемикс" ("General Dynamics") работает около 190 бывших высокопоставленных военных.

  А.- и р. м. представляют собой мощные военно-промышленные концерны, в оборотах которых военная и космическая продукция занимает от 50% до 90%; крупнейшие из них выступают генеральными подрядчиками по комплексным системам оружия. По сумме получаемых военных заказов А.- и р. м. США занимают первые места среди промышленных компаний страны. В 1965 "Локхид" ("Lockheed") получила военные заказы на сумму 1,7 млрд. долларов, "Дженерал дайнемикс" 1,1 млрд., "Мак-Доннелл" 855 млн., "Норт-Американ" 745 млн.,"Юнайтед эркрафт" 632 млн. и "Боинг" 583 млн. долларов. Правительственные заказы на военную и космическую технику служат источниками высоких прибылей. Особенно наживаются А.- и р. м. в периоды военных действий. По сравнению с 1935 валовой доход 8 авиаракетных компаний США увеличился в 1940 в 91 раз, в 1945 более чем в 210 раз. Только за 1964-66 в связи с агрессией США во Вьетнаме валовая прибыль А.- и р. м. США выросла в 1,5 раза и составила почти 2 млрд. долларов. А.- и р. м. ведут постоянную борьбу за получение правительственных заказов, исход которой зачастую решают не объективные показатели, а связи с военным ведомством. Ярким примером является скандальный случай с крупнейшим в истории США многомиллиардным (6,5 млрд. долларов) заказом на производство военных самолетов -111. Несмотря на то, что "Боинг" представила более экономичный и технически более совершенный проект, этот заказ в 1962 был выдан фирме "Дженерал дайнемикс", т. к. ее поддержали некоторые руководящие военные деятели. Построенный ею самолет оказался в несколько раз дороже запроектированного и не соответствовал обусловленным тактико-техническим характеристикам.

  Крупнейший по числу занятых А.-и р. м. является концерн "Боинг" (США), занимающий 1-е место в мире по производству воздушных лайнеров, один из ведущих поставщиков реактивных транспортных самолетов и вертолетов, а также известного бомбардировщика В-52, генеральный подрядчик по выпуску системы оружия "Минитмен". Поставки правительству составляют в среднем 50%, в отдельные годы до 70% всех продаж монополии. "Боинг" входит в сферу влияния финансовой группы и группы "Ферст нэшонал сити банк" ("First National City Bank"). Занимающая первое место по размерам оборота "Норт-Американ-Рокуэлл" ("North-American-Rockwell", США) создана в 1967 путем слияния двух корпораций: 1) контролируемой Дюпонами " Норт-Американ авиэйшен", выпускающей ракетные двигатели и космическую технику (40% ее продукции), в том числе космические корабли "Аполлон", и 2) "Рокуэлл стандард", выпускающей узлы и компоненты для авиаракетной, автомобильной и другой техники.

  Монополия "Мак-Доннелл-Дуглас" ("McDonnell-Douglas", США) основана в 1967 после того, как одна из ведущих авиаракетных корпораций "Мак-Доннелл", выпускающая в основном военную и космическую продукцию, поглотила компанию "Дуглас эркрафт" ("Douglas Aircraft"), важное место в продукции которой занимали гражданские самолеты.

  "Дженерал дайнемикс" (США) выпускает почти исключительно военную и космическую технику и является одним из крупнейших поставщиков управляемых снарядов, военных самолетов, подводных лодок; контролируется группами Лимена и Крауна. Монополия известна рядом неудачных проектов (-111 и др.).

  90% продукции концерна "Локхид" (США), находящегося в сфере влияния финансовой группы, приходится на военную и космическую технику. Он занимает одно из ведущих мест в области создания стратегических баллистических ракет, является генеральным подрядчиком по производству ракет "Поларис" для подводных лодок. По его лицензии в ФРГ, Японии, Италии, Бельгии и Нидерландах построены истребители-бомбардировщики -104 "Старфайтер".

  "Юнайтед эркрафт" (США) специализируется на выпуске мощных реактивных и турбовинтовых двигателей, электронной аппаратуры "Норден" и вертолетов, по производству которых она занимает 2-е место в США. По ее лицензиям строятся вертолеты в Англии, и Японии. Контролируется Гарриманами и "Ферст нэшонал сити банк".

  На долю авиаракетной продукции приходится около 70% объема производства английской монополии "Хокер Сидли груп". Она занимает важные позиции в производстве авиадвигателей и другой авиатехники в Канаде (через дочернюю фирму "Де Хэвил-ленд эркрафт оф Канада" ("De Havil-land Aircraft of Canada")).

  По проекту реорганизации авиаракетостроения принятому в 1967, государственные компании "Сюд-авиасьон" и "Нор-авиасьон" сосредоточат в своих руках выпуск соответственно гражданской авиапродукции и ракетной техники, а строительство военных самолетов будет сконцентрировано на предприятиях частной компании "Марсель Дассо".

  Ведущее место в самолетостроении ФРГ занимает компания "Ферайнигте флюгтехнише верке", 35% акционерного капитала которой принадлежит Круппу, 26% "Юнайтед эркрафт" (США) и 12% семье Хейнкель; она создана в 1963 путем слияния компаний "Фокке-Вульф" и "Везер", в 1964 к ней присоединилась фирма "Э. Хейнкель". В ней занято 10 тыс. человек. Компания в 1967 освоила серийное производство разработанных совместно с французскими компаниями военно-транспортных самолетов для западно-германского бундесвера и французских ВВС.

  И. А. Агаянц.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 27.07.2021 09:00:47
08:57 Вильфанд не исключил очень жаркой погоды в августе
08:55 Камчатские рыбаки незаконно выловили более четырех тонн тихоокеанского лосося
08:54 Пассажир МЦК спел песню Nirvana и развеселил москвичей
08:50 В США назвали самую совершенную российскую подлодку
08:48 В России раскрыли схему по раздуванию бюджета через госзакупки
08:40 Синоптик предрек россиянам «приятные» осадки
08:36 Эксперт назвал опасную в iPhone функцию
08:30 В Турции предложили заключить с Россией сделку по Крыму
08:29 Спрогнозирована опасная погода в ряде российских регионов
Больше новостей
СегодняМир Дипломатическая акробатика. Турция не признает Крым и продает оружие Украине. Как ей удается дружить с Россией?
СегодняСпорт «Меня заморозили еще в СССР» Легенда гимнастики ушла из спорта в 46 лет. Как ей удалось выступить на восьми Олимпиадах?
26 июля 2021Спорт Российские спортсмены провели самый удачный день на Олимпиаде. Они завоевали три золотых, серебряную и бронзовую медали
08:23 Неизвестные накупили в Москве дорогих квартир на 94 миллиарда рублей
08:30 ГИБДД Москвы подсчитала число ДТП с детьми на самокатах
08:31 Мишустин распорядился ускорить оценку ущерба от паводков
СегодняСреда обитания Ближе к Западу. Море, свежий воздух и дешевое жилье: как россияне нашли достойную замену Сочи
СегодняИнтернет и СМИ Кадровый голод. России не хватает миллиона IT-специалистов. На кого пойти учиться, чтобы обеспечить себе будущее?
08:26 Россиянину Рылову не дали выйти на награждение в маске кота на Олимпиаде
08:10 Россияне рассказали о лжи работодателей при поиске работы
07:53 Посол Эфиопии раскрыл отношение жителей его страны к России и Путину
Сегодня69-я параллель «Это потрясающие ощущения» Как россиянка отправилась на север России и сделала снимок, прославивший ее на весь мир
26 июля 2021Ценности Клевый канцлер. Как самый сексуальный политик планеты бросил университет и возглавил страну
08:16 Биолог спрогнозировала появление новых мутаций COVID-19 на базе «дельта»-штамма
20:36, 26 июля 2021 Россияне захотели забрать домой выброшенный из моря мусор и вызвали споры в сети
07:41 Мужчина размахивал огнестрельным оружием в центре Москвы
25 июля 2021 «Год горя и одиночества» Пустота и попытки пережить смутные времена: лучшие фотографии мира, снятые на iPhone
26 июля 2021Силовые структуры Адмирала ВМФ заподозрили в убийстве семьи. Его жену и сына нашли зарезанными, сам офицер погиб под колесами поезда
08:01 На картах Google разглядели «пугающую природную аномалию»
07:50 Немецкий гимнаст назвал безумием победу россиянина на Олимпиаде
07:37 Россиянка раскрыла способы вернуться из отпуска «не с пустыми карманами»
25 июля 2021Силовые структуры «Он был стратегом воровской войны» Как убийство советника Деда Хасана навсегда изменило криминальный мир Москвы
26 июля 2021Из жизни «Они верят, что для успеха нужно задобрить духов» История россиянина, переехавшего в Таиланд, а потом — в Швейцарию
07:13 На Олимпиаде в Токио выявили семь новых случаев заражения коронавирусом
07:32 Бывший подполковник СБУ раскрыл подробности своих показаний в ЕСПЧ
07:05 Матчи российских теннисистов на Олимпиаде прервал дождь
25 июля 2021 Конвейер ужаса и боли. Уникальные снимки из немецкого концлагеря, в котором погибли тысячи жителей СССР
26 июля 2021Россия «Даже к алкашам больше жалости» Презрение, боль и жестокость врачей: истории россиянок, которые решились на стерилизацию
07:31 Женщина раскрыла лайфхак для очистки блендера и удивила подписчиков
07:23 Синоптик предрек Сочи третий мощный ливень
06:15 Россияне Бацарашкина и Черноусов взяли серебро на Олимпиаде в стрельбе в миксте
25 июля 2021Культура «Без тревоги она бы умерла» История пациентки, которая не могла жить без постоянного страха, волнения и стресса
26 июля 2021Моя страна «Это таинственно, по-королевски» Как исламская мода покоряет женщин по всему миру
07:00 112-летняя пенсионерка рассказала о жизни без диет и раскрыла секрет долголетия
07:21 Захарова предложила США «убрать свои следы» в Ираке, Ливии, Афганистане и Сирии
06:15 Канадцу приказали снести особняк из-за ошибки властей
26 июля 2021 Volkswagen Taos: как Tiguan, но поменьше? Знакомимся с самым компактным и доступным кроссовером Volkswagen
25 июля 2021 «Туристы сюда точно не поедут» Как московские атеисты восстанавливают храмы на Русском Севере
07:15 Британский телеведущий поселился у коллеги Дэвида Бекхэма
06:30 Раскрыт способ предсказать осложнения от COVID-19
06:45 Глобальная катастрофа настигла мир раньше времени
26 июля 2021Экономика Хрупкий калий. Почему интересы одного бизнесмена могут навредить интересам России
24 июля 2021Бывший СССР «Мусор с советским менталитетом» В Прибалтике опять воюют с русским языком. Почему его считают угрозой для Европы?
06:40 В Турции призвали Россию смириться с поставками оружия Украине
05:03 Российские волейболистки одержали первую победу на Олимпиаде в Токио
05:00 Девушка поругалась с экономящим на еде для матери отчимом и нашла поддержку
24 июля 2021Россия «Эта война никому нахрен не была нужна» Как разгоралась первая чеченская и кто помешал победе оппозиции над Дудаевым
21 июля 2021Бывший СССР Год назад белорусы решили устроить революцию. Что стало с лидерами оппозиции, которые не смогли свергнуть Лукашенко?
06:40 Затопивший Европу циклон устремился на Москву
06:11 Ученые пообещали миру рекордную жару в ближайшие десятилетия
04:39 Доктор Мясников назвал самое безопасное обезболивающее
24 июля 2021 «Мы страдаем молча» Трансгендеры в Азии переживают тяжелые времена. Как пандемия перевернула их жизнь?
18 июля 2021 ПромоЗаблудиться во времени. Будущее или настоящее? Непростой тест о технологиях
04:30 Главный аэропорт Европы начал тонуть в убытках
06:07 Северная и Южная Кореи восстановят каналы связи
06:01 Москвичка организовала уличному музыканту концерт
26 июля 2021Экономика Работай и играй. Huawei представила в России новую линейку мониторов. На что они способны?
22 июля 2021Россия «Глупо думать, что найдут разбитую пробирку» Почему в мире снова заговорили об утечке коронавируса из лаборатории?
04:00 Ирина Шейк показала селфи в откровенном белье и восхитила фанатов
03:57 Ученые назвали полезную для сердца дозу алкоголя
06:00 Потерянные сестры впервые встретились благодаря предсмертному желанию матери
22 июля 2021Мир 10 лет назад Андерс Брейвик убил 77 человек. Почему его идеи до сих пор вдохновляют последователей?
05:47 Назван способ продлить жизнь смартфону до 30 лет
03:44 Россиян предупредили о новом методе кражи денег через мессенджеры
05:45 Названы причины нехватки еды во всем мире
03:20 В Госдуме предложили компенсировать россиянам затраты на газификацию
05:31 Отдохнувший в Абхазии россиянин описал поездку словами «молодым тут нечего делать»
05:25 Россия впервые за 25 лет выиграла золото по плаванию на Олимпиаде
03:06 Россиян научили распознавать просроченные товары в магазинах
05:21 Онищенко назвал диеты «шаманством»
03:00 Назван ключевой фактор для восстановления экономики
05:16 Иностранцы потеряли интерес к недвижимости в США
02:30 Европа потеряет миллиарды евро из-за собственного закона
05:05 Украинский спортсмен переехал в Крым и раскрыл обман Киева о Севастополе
04:50 Участники первого российского «антиковидного бунта» получили реальные сроки
04:15 Безос придумал способ насолить Маску
04:46 Психотерапевт назвал способ побороть страх перед вакцинацией
03:55 Бывший подполковник СБУ заявил о готовности выступить в ЕСПЧ по иску России
03:30 Безос и Маск «обокрали» Boeing
03:22 Роскомнадзор заблокировал сайт с текстами песен genius.com