Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Лубок

Лубок (далее Л), народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Л свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанные на декоративный эффект, тенденция к развернутому повествованию (серии Л, лубочные книжки-картинки), нередко — взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. Л, исполняемый, как правило, непрофессионалами, является видом народного творчества, но к Л обычно относят и произведения профессиональной графики, заимствующие отдельные лубочно-фольклорные приемы. Древнейшие Л появились в Китае и исполнялись первоначально от руки, а с 8 в. — в гравюре на дереве. Европейский Л, в котором основными техниками являются ксилография, гравюра на меди (с 17 в.), литография (19 в.), известен с 15 в.; его становление связано с такими видами позднесредневековой массовой изобразительной продукции, как бумажные иконки, распространявшиеся на ярмарках, в местах паломничеств. Религиозные образы в Л, теряя свой иератизм, приобретали оттенок наглядно-нравоучительной занимательности. В годы социально-революционных движений Л использовался как публицистическое оружие (таковы "летучие листки" времен Крестьянской войны и Реформации в Л эпохи Великой французской революции и др.); повествуя об исторических событиях, баталиях, диковинных явлениях природы, Л выполнял функции средств массовой информации. Своеобразен русский Л 18 в., отличающийся декоративным единством композиции (порою рождающей впечатление подлинной монументальности) и раскраски, независимостью от приемов профессиональной графики. В 19 в. к образам Л все чаще обращались мастера профессионального искусства, или непосредственно его имитировавшие (в России, например, А. Г. Венецианов, И. И. Теребенев, И. А. Иванов — авторы раскрашенных офортов, посвященных Отечественной войне 1812), или вдохновлявшиеся отдельными его приемами и темами (Ф. Гойя, О. Домье, Г. Курбе). Яркой красочностью отличается восточный Л (китайский, первоначально нередко имевший магический смысл. В современном искусстве приемы Л были творчески использованы В. В. Маяковским и другими для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной для иллюстрирования детских книг.

  Лит.: Ровинский Д. А., Русские народные картинки, т. 1—5 (текст) и 1—3 (атлас), СПБ, 1881; Алексеев В. А., Китайская народная картинка, М., 1966; Л. (Альбом), М., 1968; Duchartre . L. et Saulnier R., L`imagerie populaire, ., 1926.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 14:29:01