Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ломбардская школа

Ломбардская школа (далее Л), художественная школа Северной Италии, сложившаяся (в архитектуре) на протяжении 8-10 веков. Превращение христианства в официальную религию лангобардов способствовало возникновению самостоятельной школы зодчества, сыгравшей решающую роль в становлении т. н. первого романского стиля в Италии (см. Романский стиль). Образцом церковной архитектуры Ломбардии становится 3-нефная базилика со слабовыраженным трансептом, с криптой, благодаря которой алтарная часть оказывается приподнятой относительно нефа, и отдельно стоящей прямоугольной в плане кампанилой; для романских церквей Л характерны также строгое ритмическое членение интерьера, подчеркнутое конструктивно наглядной системой сводчатых перекрытий, и тектонический декор наружных стен, состоящий из лопаток, аркатурных фризов и аркадных (так называемых карликовых) галерей (церкви: Сант-Амброджо в Милане, основное строительство - 11-12 вв.; Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 12 век, см. илл.). Пышно расцветает искусство резьбы по камню, где орнаментально-плоскостное узорочье, еще проникнутое традициями звериного стиля, к 12 веку сменяется более объемными композициями, включающими многочисленные жанрово-аллегорические, светские по духу мотивы (творчество мастеров Николае, Бенедетто Антелами и других). Образы готической архитектуры получают на ломбардской почве своеобразную, подчеркнуто статичную интерпретацию, зачастую приобретают чисто декоративный характер (Чертоза в Павии, с 1396; Миланский собор, начат в 1386). Ренессансные постройки Л (архитекторы Филарете, Г. Солари, Дж. А. Амадео) отличаются обилием нарядных декоративных вставок; получают развитие новаторские по решению внутреннего пространства архитектурные композиции, особенно в раннем ("миланском") периоде творчества Браманте.

  Живопись ломбардского треченто и раннего кватроченто, развивающаяся в рамках поздней (так называемой интернациональной) готики, отмечена хрупким изяществом форм и любовью к поэтически-непосредственным наблюдениям над реальным миром (особенно примечательны миниатюры в рукописных "гербариях" и "лечебниках" и анималистические рисунки Джованнино де Грасси). Значительную роль в развитии ломбардской живописи кватроченто сыграл Пизанелло. Во 2-й половине 15 века в живописи Л усиливаются влияния флорентийского искусства и творчества Мантеньи; в произведениях мастеров этого времени преобладают пластичная ясность композиции, смягченность цветового строя, повышенный интерес к светотеневой моделировке формы (В. Фоппа, Иль Бергоньоне, Брамантино, Браманте). В эпоху Высокого Возрождения основополагающим становится воздействие искусства Леонардо да Винчи; в кругу его миланских учеников возникают произведения, проникнутые созерцательно-сентиментальным настроением (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Амброджо де Предис, Ф. Мельци и другие). Сочетание традиций ломбардского кватроченто с венецианскими и северными влияниями приводит во 2-й четверти 16 века к возникновению отдельной брешанской школы. На протяжении 16 века и в эпоху барокко внутреннее единство Л утрачивается.

  Лит.: L`arte lombarda, Mil. (ежегодник, выходит с 1955); Kingsley Porter A., Lombard architecture, v. 1-2, New Haven, 1917; Arslan E., Architetti e scultori del quattrocento, Como, 1959 (Arte e artisti dei laghi lombardi, 1); Toesca ., pittura e la miniatura nella Lombardia, Torino, 1966.

  М. Н. Соколов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:01:08