Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Локк Джон

Локк (далее Л) (Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон, — 28.10.1704, Отс), английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем был преподавателем; занимался экспериментальной химией, метеорологией и медициной. В 1668 избран в Лондонское королевское общество. Став в 1667 домашним врачом, а затем секретарем лорда Эшли (графа Шефтсбери) — видного общественного деятеля времен Реставрации, Л. приобщается к активной политической жизни. Вслед за Шефтсбери, спасаясь от преследования английского правительства, в 1683 эмигрировал в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения его королем Англии возвратился в 1689 на родину. С 1691 жил в Отсе в поместье Мэшем, занимаясь в основном литературной работой.

  В центре философии Л. стоит его теория познания, которую он строил в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона, противостоя картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластической философии. На взгляды Л. оказали также влияние идеи П. Гассенди, Р. Бойля, Т. Сиденхема и И. Ньютона. Главное сочинение — "Опыт о человеческом разуме" (1690), над которым Л. работал около 20 лет, посвящено рассмотрению происхождения, видов и возможностей человеческого познания. Согласно Л., не существует врожденных идей и принципов — ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а все человеческое знание проистекает из опыта. Все идеи возникают из двух основных источников — опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел — первичными, с которыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Л. различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Л. склоняется к концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остается неизвестной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Л. делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Л. явный рационалистический элемент. К "Опыту..." примыкают сочинения Л. "О пользовании разумом" (опубликовано 1706), "Исследование мнения отца Мальбранша о видении всех вещей в боге" (1694), а также его ответы критикам-богословам Норрису и Стиллингфлиту. В письмах к последнему (1697—1698) особый интерес представляют мысли Л. о способности материальной субстанции к мышлению, о критериях достоверного знания.

  Выступая против религиозного фанатизма различных сект, Л. настойчиво призывал к веротерпимости. Защите религиозной свободы он посвятил четыре письма о веротерпимости (изданы в 1689, 1690, 1692 и 1706). В сочинении "Разумность христианства" (1695) Л. в духе протестантизма старался отделить "подлинное" учение Христа от последующих видоизменений. Позиция Л. близка деизму и унитариям, однако он считает, что, поскольку человеческий разум ограничен, христианство, даже разумное, нуждается в откровении, в приобщении к божественному опыту "через его дух", без чего всякая религия пуста.

  Хотя Л. полагал, что этика может быть наукой наподобие математики, и практиковал приемы точного анализа этических терминов и положений, он не создал последовательной этической теории. Свои утилитарные максимы о том, что добро есть то, что причиняет или увеличивает удовольствие и уменьшает страдания, что в достижении этого и заключается счастье, стремление к которому есть основание всякой свободы, Л. корректировал определением морального добра как подчинения человеческих волевых акций закону, коренящемуся в божественной воле — "истинной основе морали". В благоразумном и благочестивом сознании в конечном счете достигается гармония между личными и общественными интересами.

  Классическим трактатом по педагогике стали "Некоторые мысли о воспитании" (1693), где Л. исходит из идей о решающем влиянии среды на воспитание, необходимости учета естественной склонностей ребенка, формирования у него здорового тела и духа. Вначале ребенок всецело находится под влиянием родителей и воспитателей, которые должны быть для него примером; по мере того как он взрослеет, он получает свободу. Относя "пользование разумом", а следовательно, и плодотворное обучение к зрелому возрасту, Л. считал, что к учению следует приступать лишь после того, как сформирован характер ребенка (притом в семье, а не в школе) и ему привиты основы морали. Задачам, содержанию и методам схоластического обучения Л. противопоставлял программу образования, исходящую из потребностей делового буржуазного общества. Оно должно основываться на развитии у детей интереса к учению и любознательности. Обучение древним языкам сводится к минимуму; подчеркивается важность изучения родного языка. Наряду с новыми языками и математикой, особенно способствующей развитию мышления, должно быть введено изучение географии, истории, основ права и "естественной философии".

  Социально-политическая концепция Л. содержится в "Двух трактатах о государственном правлении" (1690). Первый трактат посвящен опровержению феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божественное право абсолютной королевской власти, второй — содержит теорию конституционной парламентарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием социально-политического строя, утвердившегося в Англии после переворота 1688—89. Неизбежность института государственной власти Л. рисует с позиций теории естественного права и общественного договора. В отличие от абсолютистской теории государства Т. Гоббса, по Л., правительству передается только некоторая часть "естественных прав" (отправление правосудия, внешних сношений и т. п.) ради эффективной защиты всех остальных — свободы слова, веры и прежде всего собственности. Чтобы предотвратить злоупотребления, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и "федеративной" (внешних сношений), причем само правительство должно подчиняться закону (см. "Разделение властей"). Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответственное правительство. В экономической теории Л. придерживался принципов меркантилизма и трудовой теории стоимости.

  Идеи Л. сыграли огромную роль в истории философской и общественно-политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние на английских деистов Дж. Толанда и Дж. Пристли, на Вольтера, Кондильяка ( и в особенности на французских материалистов 18 в. — Ламетри, К. Гельвеция и Д. Дидро, а также на английского идеалиста Дж. и агностика Д. Юма. Идеи Л. положили начало разработке ассоцианизма в психологии, на теорию воспитания Л. опирались передовая педагогика 18 в. и утопический социализм начала 19 в. Политическая философия Л., являющегося, по словам К. Маркса, "...классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 371), развивалась Ш. Монтескье и нашла отражение в политических теориях французских и американских буржуазных революций.

  Соч.: Works, 10ed., v. 1—10, L., 1801; Anessay concerning human understanding, ed. by A. . Fraser, v. 1—р2, Oxf., 1894; Second treatise of civil government, ed. by J. . Gough, L., 1946; Locke"s educational writings, ed. by J. . Adamson, Camb., 1922; Essays on the law of nature, ed. by . von Leyden, L., 1954; в рус пер. — Педагогические сочинения, М., 1939; Избранные философские произведения, т. 1—2, М., 1960.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 139—47; там же, т. 23 (см. Указатель); В., Учение Ла о прирожденных началах знания и деятельности, СПБ, 1892; С убб отин А. Л., Принципы гносеологии Ла, "Вопросы философии", 1955, № 2; Зайченко Г. А., философия Дж. Ла, М., 1959; Нарский И. С., Философия Дж. Ла, М., 1960; Fox Bourne Н. R., The life of John Locke, v. 1—2, L., 1876; Gibson J., Locke"s theory of knowledge and its historical relation, Camb. — . ., 1917; Gough J. ., John Locke"s political philosophy, L., 1950; Bonno G., Les relations intellectuelles de Locke avec la France, Berk. — Los Ang., 1955; Aaron R., John Locke, 2 ed., L., 1955; Yolton J. ., John Locke and the way of ideas, Oxf., 1956; Cronston М. ., John Locke; a biography, . ., 1957.

  А. Л. Субботин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:26:49