Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Литературная критика

Литературная критика (далее Л), оценка и истолкование художественного произведения, выявление и утверждение творческих принципов того или иного литературного направления; один из видов литературного творчества. Л исходит из общей методологии науки о литературе (см. Литературоведение) и опирается на историю литературы. В отличие от истории литературы, она освещает процессы, происходящие прежде всего в литературном движении современности, или интерпретирует классическое наследие с точки зрения современных общественных и художественных задач. Л тесно связана как с жизнью, общественной борьбой, так и с философскими и эстетическими идеями эпохи.

  Слово "критика" происходит от греческого kritike - искусство разбирать, судить. Критические суждения о литературе возникли почти одновременно с самим ее рождением, первоначально как мнение наиболее уважаемых, умудренных читателей. Выделившись уже в эпоху античности в Греции и Риме, а также в древней Индии и Китае как особое профессиональное занятие, Л еще долгое время сохраняла в ряду иных видов творчества "прикладное" значение общей оценки произведения, поощрения или осуждения автора, рекомендации книги другим читателям.

  Теоретическое определение Л должно быть осознано исторически. Так, критика 17-18 вв. - в согласии с классицистской эстетикой - требовала лишь беспристрастной и основанной на здравом вкусе оценки произведения с указанием на отдельные "погрешности" и "красоты". В 19 в. критика сложилась как особый вид литературы, а деятельность писателя стала рассматриваться в ее отношении к эпохе и обществу.

  История Л на Западе, тесно связанная с историей литературных школ и направлений, развитием литературоведческой мысли, прямо или косвенно выражает социальные отношения и противоречия своего времени. Наиболее значительные критики и писатели выдвигали программу развития литературы, формулировали ее общественные и эстетические принципы (например, Д. Дидро и Г. Лессинг - еще в 18 в., Ж. де Сталь, Г. Гейне, В. Гюго, Э. Золя - в 19 в.). Начиная с 1-й половины 19 в. критика окончательно завоевала в Европе право одной из литературных профессий. Влиятельными для своего времени критиками были: Ш. О. Сент-Бев, И. Тэн и Ф. Брюнетьер - во М. Арнолд - в Англии, Г. Брандес - в Дании. В США наиболее заметные достижения Л относятся к 1-й половине 20 в. и связаны с именами В. Л. Паррингтона и Ван Вик Брукса.

  В России первые шаги Л относятся к середине 18 в. (М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский). Диапазон и возможности критики расширил Н. М. Карамзин, впервые придавший ей общественный характер. Критики-декабристы (А. А. Бестужев и др.) с революционно-романтических позиций отстаивали идею народности и самобытности русской литературы. К осознанию принципов реалистической критики приближался Н. И. Надеждин, во многом предшествовавший В. Г. Белинскому. Первые высокие образцы русской Л сложились в критической прозе А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, оставивших тонкие суждения о назначении литературы, о реализме и сатире, о сущности и задачах Л В критике В. Г. Белинского, выдвинувшего концепцию критического реализма, оценка произведения строится уже на истолковании его как художественного целого, в единстве его идей и образов, а творчество писателя рассматривается в связи с историей литературы и общества. Не удовлетворяясь оценкой произведения в свете идейного замысла автора, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов обосновали в качестве главной задачи Л суждение о самой жизни, ее процессах, социальных типах, составленное на основе правдивых свидетельств художника - изображенных им картин. Принципиальная новизна их подхода, расширившего само понятие о критике, заключалась в таком истолковании реалистического произведения, какое позволяло обнаружить подлинную глубину его жизненного содержания.

  Революционно-демократические критики 60-70-х гг. (Чернышевский, Добролюбов, Д. И. Писарев, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.), продолжавшие традиции Белинского, сумели слить литературное дело с активными выступлениями против крепостничества и самодержавия, за раскрепощение народа. Их деятельность складывалась в идейно-литературной борьбе с либеральными тенденциями "эстетической критики" (А. В. Дружинин, В. П. Боткин и др.), которая пыталась оторвать искусство и литературу от общественной жизни, и внесоциальным пониманием народности литературы в критике так называемых почвенников (А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и др.). Многие конкретно-критические работы названных критиков обладали несомненными достоинствами, давали содержательный анализ отдельных литературных явлений, но в целом их деятельность противостояла прогрессивному движению русской революционно-демократической критики.

  Новую, подлинно научную методологическую основу Л создало учение К. Маркса и Ф. Энгельса, раскрывшее основные законы социально-исторического развития, их выступления по вопросам искусства и литературы. Марксистская критика на Западе, возникшая во 2-й половине 19 в., была представлена выдающимися литераторами - Ф. Мерингом (в и П. Лафаргом (во впервые давшими трактовку проблем искусства с позиций исторического материализма.

  Новый этап в развитии русской критической мысли ознаменовала марксистская критика, унаследовавшая и развивавшая в конце 19 - начале 20 вв. традиции революционно-демократические критики поры ее расцвета; она складывалась в борьбе с народнической (Н. К. Михайловский) и декадентской (А. Волынский) Л В работах Г. В. Плеханова был обоснован и осуществлен принцип историко-материалистического подхода к явлениям литературы, оценки их с классовых позиций. Важнейшее значение для развития марксистской Л имели статьи и выступления В. И. Ленина. В цикле статей о Л. Н. Толстом Ленин обосновал "теорию отражения" применительно к литературному творчеству. Выдвинутый им (в статье "Партийная организация и партийная литература", 1905) принцип партийности литературы, его отношение к культурному наследию, защита реалистических традиций классической литературы оказали большое влияние на формирование марксистской Л в России: ее развитие связано с именами В. В. Воровского, А. В. Луначарского, М. Горького и др.

  Работы Ленина имели принципиальное значение для утверждения методологических основ советского литературоведения и Л

  После Октябрьской революции 1917 в России и особенно в результате возникновения в середине века социалистического лагеря марксистское литературоведение и Л становятся одним из ведущих международных направлений; его представляют как Л социалистических стран в целом, так и многие критики-марксисты в буржуазных странах Запада и Востока (например, Р. Фоке, К. Кодуэлл и др.).

  Марксистская критика рассматривает художественные произведения в единстве всех его сторон и качеств - с точки зрения социологической, эстетической, этической. Л, как и само художественное творчество, служит средством познания жизни, воздействия на нее и подобно литературе может быть отнесена к области "человековедения". Отсюда - высокая ответственность критики как средства идеологического и эстетического воспитания.

  Критика указывает писателю достоинства и промахи его труда, способствуя расширению его идейного кругозора и совершенствованию мастерства; обращаясь к читателю, критик не только разъясняет ему произведение, но вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочитанного на новом уровне понимания. Важным достоинством критики является способность рассматривать произведение как художественное целое и осознавать его в общем процессе литературного развития.

  В современной Л культивируются различные жанры - статья, рецензия, обзор, эссе, литературный портрет, полемическая реплика, библиографическая заметка. Но в любом случае критик в известном смысле должен соединять в себе политика, социолога, психолога с историком литературы и эстетиком. При этом критику необходим талант, родственный таланту и художника, и ученого, хотя вовсе не идентичный с ними.

  В советской критике особое значение приобретает партийная направленность критических выступлений, основательность марксистско-ленинской подготовки критика, руководствующегося в своей деятельности методом социалистического реализма - основным творческим методом всей советской литературы. В постановлении ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" (1972) указывалось, что долг критики, глубоко анализируя закономерности современного художественного процесса, всемерно содействовать укреплению ленинских принципов партийности и народности, бороться за высокий идейно-эстетический уровень советского искусства, последовательно выступать против буржуазной идеологии

  Советская Л, в союзе с Л других стран социалистического содружества и марксистской Л стран капитализма, активно участвует в международной идеологической борьбе, выступает против буржуазно-эстетических, формалистических концепций, пытающихся выключить литературу из общественной жизни и культивирующих элитарное искусство для немногих; против ревизионистских концепций "реализма без берегов" (Р. Гароди, Э. Фишер), призывающих к мирному идеологическому сосуществованию, т. е. к капитуляции реалистических течений перед буржуазным модернизмом; против левацко-нигилистических попыток "ликвидировать" культурное наследие и перечеркнуть познавательную ценность реалистической литературы. Во 2-й половине 20 в. в прогрессивной печати разных стран активизировалось изучение взглядов В. И. Ленина на литературу.

  Одним из актуальных вопросов современной Л является отношение к литературе социалистического реализма. У этого метода в зарубежной критике есть и защитники и непримиримые враги. Выступления "советологов" (Г. Струве, Г. Ермолаев, М. Хейуорд, Ю. Рюле и др.) по поводу литературы социалистического реализма направлены не только против художественного метода, но по сути дела - против тех общественных отношений и идей, которые обусловили его возникновение и развитие.

  С обоснованием и защитой принципов социалистического реализма в советской критике в свое время выступали М. Горький, А. Фадеев и др. писатели. Активную борьбу за утверждение социалистического реализма в литературе ведет советская Л, которая призвана сочетать точность идейных оценок, глубину социального анализа с эстетической взыскательностью, бережным отношением к таланту, к плодотворным творческим поискам. Доказательная и убедительная Л получает возможность воздействовать на ход развития литературы, течение литературного процесса в целом, последовательно поддерживая передовые и отвергая чуждые тенденции. Марксистская критика, основанная на научных приемах объективного исследования и живом общественном интересе, противостоит критике импрессионистической, субъективистской, которая считает себя свободной от последовательных концепций, целостного взгляда на вещи, осознанной точки зрения.

  Советская Л ведет борьбу с догматической критикой, которая исходит из предвзятых, априорных суждений об искусстве и потому не может осознать самую сущность искусства, его поэтическую мысль, характеры и конфликты. В борьбе с субъективизмом и догматизмом завоевывает себе авторитет критика - общественная по характеру, научная и творческая по методу, аналитическая по приемам исследования, связанная с обширной читательской аудиторией.

  В связи с ответственной ролью критики в литературном процессе, в судьбе книги и автора, большое значение приобретает вопрос о ее нравственных обязанностях. Профессия накладывает на критика существенные моральные обязательства, предполагает принципиальную честность аргументации, понимание и такт по отношению к писателю. Всякого рода натяжки, произвольное цитирование, навешивание "ярлыков", голословные выводы - несовместимы с самой сутью Л Прямота и резкость в суждениях о ремесленной литературе - качество, присущее передовой русской критике со времен Белинского. В критике не должно быть места, указывалось в постановлении ЦК КПСС "О литературно-художественной критике", примиренческому отношению к идейному и художественному браку, субъективизму, приятельским и групповым пристрастиям. Нетерпимо положение, когда статьи или рецензии "...носят односторонний характер, содержат необоснованные комплименты, сводятся к беглому пересказ у содержания произведения, не дают представления о его реальном значении и ценности" ("Правда", 1972, 25 января, с. 1).

  Научная убедительность аргументации в соединении с партийной определенностью суждений, идейной принципиальностью и безупречным художественным вкусом - основа морального авторитета советской Л, ее влияния на литературу.

  О Л в отдельных странах см. разделы Литература и Литературоведение в статьях об этих странах.

  Лит.: Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; Белинский В. Г., Речь о критике, Полн. собр. соч., т, 6, М., 1955; Чернышевский Н. Г., Эстетика, М., 1958; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1-2, М., 1958; Горький М., О литературе, М., 1961; Луначарский А. В., Критика и критики, Сб. статей, М., 1938; его же, Ленин и литературоведение, Собр. соч., т. 8, М., 1967; Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1-2, М., 1950-1965; История русской критики, т. 1-2, М. - Л., 1958; Рюриков Б. С., Основные проблемы советской литературной критики, в кн.: Второй Всесоюзный съезд советских писателей, М., 1956; Фадеев А., Задачи литературной теории и критики, в его сб.: За тридцать лет, М., 1957; Белинский и современность, М., 1964; Очерки истории русской советской журналистики, т. 1, 1917-1932, М., 1966; т. 2, 1933-1945, М., 1968; Актуальные проблемы критики и литературоведения, "Вопросы литературы", 1966, № 6; Кулешов В, И., История русской критики, М., 1972; Бурсов Б., Критика как литература, "Звезда", 1973, № 6-8; Советское литературоведение и критика. Русская советская литература (общие работы). Книги и статьи, 1917-1962 гг. Библиографич. указатель, М., 1966 (разделы "Лит. критика" и "Лит. дискуссии"); Вейман ., "Новая критика" и развитие буржуазного литературоведения, М., 1965; формирование марксистской литературной критики в зарубежных славянских странах, М., 1972; Задачи и возможности литературной критики. (На международном конгрессе в Реймсе), "Иностранная литература", 1972, № 9; Teeter L., Scholarship and the art of criticism, "A Journal of English literary history", 1938, № 5; Peyre ., Writers and their critics, lthaca, 1944; Kayser ., Das sprachliche Kunstwerk, 12 Aufl., Bern - Münch., 1967 (есть библ.); Weliek R., Warren A., Literary theory, criticism and history, в их кн.: Theory of literature, 3 ed., . ., 1963 (есть библ.).

  В. Л. Матвеев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.11.2017 05:48:42


22:48 Польша призвала отказаться от российского газа в угоду «другим странам»
05:19 Центр Москвы частично перекроют из-за подготовки к Новому году
03:42 Порноактер-рекордсмен пожаловался на бессюжетность современных секс-фильмов
02:16 Украинские радикалы сорвали концерт Константина Райкина
01:53 Стала известна причина стрельбы в «Москва-Сити»
01:02 Песков рассказал о «взрывных устройствах» на пути кортежа Путина