Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Липмановская фотография

Липмановская фотография (далее Л), 1) метод цветной фотографии, разработанный в 1891 Г. Липманом. В Л слой прозрачной мелкозернистой фотографической эмульсии наносится на зеркально отражающий металлический слой (например, амальгаму). Во время экспозиции объектив проецирует на эмульсию изображение предмета; при этом на каждый малый ее участок DS попадают лучи определенного цвета, т. е. одной или нескольких определенных длин волн l. Отражаясь от металлического слоя, лучи вновь проходят через эмульсию. В результате интерференции света между падающими и отраженными лучами в слое эмульсии возникают стоячие световые волны. В проявленной фотопластинке образует систему слоев, параллельных поверхности эмульсии и соответствующих пучностям стоячих волн экспонирующего света. Для монохроматического света оптического расстояния между этими слоями (плоскостями максимальной концентрации равны l/2. (Для дающей ощущение некоторого цвета смеси лучей с разными l распределение плотности более сложно.) Если проявленную и отфиксированную липмановскую пластинку осветить белым светом, падающим нормально к ее поверхности, то каждый участок DS (элемент цветного изображения) с макс. интенсивностью отразит лучи тех длин волн, которые проинтерферировали в нем при экспозиции, т. е. лучи исходно осветившего его цвета. Пластинка в целом (множество DS) воспроизводит спроектированное на нее цветное изображение. Вследствие технических трудностей Л в ее первоначальной форме не получила широкого распространения, но она открыла путь разработке (на сходном принципе) бурно развивающегося в настоящее время метода голографии.

  2) Л интегральная (предложена Г. Липманом в 1908), метод, позволяющий получать на плоском снимке объемные изображения, которые можно рассматривать непосредственно глазами, без вспомогательных оптических приспособлений. Метод основан на применении так называемой интегральной пластинки, представляющей собой совокупность маленьких двояковыпуклых линз, располагаемых перед слоем светочувствительной эмульсии (рис., а). Съемка объекта интегральной пластинкой производится без какой-либо вспомогательной оптики - каждый линзовый элемент является самостоятельным объективом, формирующим на эмульсии свое микроизображение объекта. Проявленная с обращением и отфиксированная интегральная пластинка просвечивается рассеянным светом со стороны эмульсионного слоя (рис., б). При этом в области пространства, занятой ранее (при съемке) объектом, формируется его объемное (стереоскопическое) изображение. Оно является результатом наложения друг на друга отдельных изображений, возникающих при обратном ходе лучей света через каждый из линзовых элементов. Для такого (интегрального) изображения характерны высокие стереоскопические свойства, игра светотени и бликов, а также разворот самого изображения при оглядывании его с разных сторон.

  Массовому применению интегральной Л препятствуют огромные технические трудности изготовления высококачественных интегральных пластинок. Широкое распространение получили методы, представляющие собой упрощения метода Липмана, например растровая стереофотография и интегральное кино, в котором на стадии проекции изображения используется радиально-растровый стереоэкран, состоящий из конических линзовых элементов (см. Интегральное стереокино, Растровые оптические системы).

 

  Лит.: Lippmann G., Photographie des couleurs, "Comptes rendus de l"Académie des Sciences de Paris", 1891, vv. 112, 114; его же, Epreuves réversibles. Photographies integrates, там же, 1908, v. 146.

  Ю. А. Дудников.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 14:21:02