Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Лесоводство

Лесоводство (далее Л), 1) отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием леса для получения древесины, др. продуктов леса и использования его с защитными, водорегулирующими, целебно-оздоровительными, эстетическими целями. Иногда в понятие "Л" вкладывают более широкий смысл и отождествляют его с лесным хозяйством.

  2) Наука о природе, методах выращивания и улучшения леса, повышения его продуктивности. Л как наука делится на лесоведение (учение о природе леса) и собственно Л, разрабатывающее технику и технологию выращивания леса в различных природных и производственно-экономических условиях. В лесных вузах СССР, Болгарии, Венгрии, Чехословакии Л как учебная дисциплина делится на общее Л, включающее естественноисторическую (лесоведение) и специальную (системы и способы рубок, методы естественного возобновления леса, повышения продуктивности лесов и др.) части, и лесные культуры (прежде называлось частное Л).

  Зачатки лесоводственных знаний возникли в Древней Греции и Древнем Риме. За три столетия до н. э. Теофраст одну из книг посвятил лесным деревьям. Римский поэт Вергилий сформулировал некоторые положения об уходе за лесом. Еще большее внимание Л уделял римский ученый Плиний Старший, считавший лес высшим даром человеку. Научный интерес к Л особенно усилился в 18 в. в Европе. Он связан с именами К. Линнея, создавшего книгу о лесоразведении, Дюамеля дю Монсо ( описавшего все отрасли лесного дела, Г. Котты, Ф. Пфейля, Т. Гартига ( разработавших важные вопросы Л, М. В. Ломоносова, Фокеля, А. Т. Болотова, С. П. Крашенинникова, А. А. Нартова, В. Н. Татищева и др., заложивших основы научного познания о лесах и Л в России. В 1-й половине 19 в. в ряде стран Европы были организованы высшие лесные учебные заведения, сыгравшие большую роль в развитии Л и лесохозяйственного образования. В России в Царском Селе (впоследствии переведен в Петербург) открылся в 1803 Лесной институт (ныне Ленинградская лесотехническая академия им. С. М. Кирова); в - Лесная академия (1816, Тарандт; ныне лесохозяйственный факультет Дрезденского технического университета), Эберсвальдская лесная академия (1830; ныне Научно-исследовательский институт по лесному хозяйству); во - Высшее лесное училище (1824, Нанси); в Швеции - Высшая лесная школа (1828, Стокгольм); в Чехословакии - лесной факультет Высшей с.-х. школы в г. Брно (1816) и институт лесоводства и древесины в г. Зволен (1807); в Венгрии - Лесохозяйственный и лесопромышленный университет в Шопроне (1808). В конце 19 в. было положено начало лесохозяйственному образованию и лесной науке в США; во 2-й половине 20 в. Л включено в учебные планы 50 университетов и др. вузов. Для изучения лесов важное значение имели опыты в лесничествах учебных заведений. В России первым таким лесничеством было Лисинское (под Ленинградом) - одно из старейших в мире, выделенное в 1787. В 1843 на Ю. России образуется степное Великоанадольское лесничество - колыбель научного степного лесоразведения. В 1865 основана лесная опытная дача Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская с.-х. академия им. К. А. Тимирязева). В конце 19 - начале 20 вв. в разных районах России была организована сеть опытных лесничеств для систематических научно-практических исследований.

  В СССР интенсивно изучаются леса Севера Европейской части, Сибири, Дальнего Востока, Урала, Средней Азии, Кавказа и др. районов. Советские ученые углубили учение о лесе. Разработаны экономические и биогеоценотические основы Л, классификации типов лесов, получили развитие генетическая и динамическая типология леса, созданы классификации лесов по их водоохранно-защитной роли. Лес рассматривается не только как сырьевой ресурс, но и как важная составная часть биосферы.

  Значительный вклад в Л после Великой Октябрьской социалистической революции внесли Г. Н. Высоцкий, В. Н. Сукачев, М. Е. Ткаченко, М. М. Орлов, Н. В. Третьяков, Л И. Яшнов, Н. П. Кобранов, А. П. Тольский, Л А. Иванов и многочисленные коллективы ученых. Значительные работы в области лесоводственной науки выполняются учеными за рубежом, особенно в европейских странах, США, Канаде, Японии и др. Заметное развитие Л получило в Австралии и Новой Зеландии, странах Латинской Америки, Африки, в ряде стран Юго-Восточной Азии.

  Большое значение имеет решение проблемы повышения продуктивности лесов. Система мероприятий, направленных на ее решение, включает рациональное использование лесных ресурсов и борьбу с потерями, воздействие на природные условия произрастания леса (лесоосушительные мелиорации, удобрение и т.п.), улучшение их состава введением быстрорастущих и высокопродуктивных пород.

  Л занимается теорией и практикой рубок главного пользования и рубок ухода (см. Рубки леса) в целях не только использования, но и возобновления леса, выращивания высокопродуктивных насаждений. Все большее значение для лесоводственной науки и практики приобретают географические аспекты. Происходит география, дифференциация Л, разрабатываются практические мероприятия по лесному хозяйству применительно к различным географическим регионам. Сформировалось Л таежное, степных и лесостепных районов, горное, субтропическое и тропическое. Предстоит решить проблему разведения леса в тундре, в полупустынях и пустынях; в пригородных и др. лесах возрастает роль ландшафтного Л

  Для решения лесоводственных проблем начинают применять методы современной биологии, физики, математики, кибернетики. В практике Л используются (гербициды, арборициды и т.д.), механизация, достижения селекции и генетики. Научные проблемы Л разрабатываются в научно-исследовательских институтах по лесному хозяйству, лесных вузах, на лесных опытных станциях.

  Развитию Л способствует расширение международных научных связей. Развивается координация научных исследований между учеными социалистических стран по линии СЭВ, устанавливаются соглашения на двусторонней и многосторонней основе между лесными научными учреждениями СССР и др. стран. Все большую роль в научно-техническом прогрессе Л и других лесохозяйственных и лесотехнических наук играют мировые лесные конгрессы, периодически созываемые с 1926 (до 1973 проведено 7). Старейшая международная организация по вопросам лесной науки - Международный союз лесных исследовательских организаций (JUFRO). Идея его создания была выдвинута в 1890 в Вене на конгрессе по сельскому и лесному хозяйству; официально союз был утвержден в Эберсвальде ( в 1892. До 1972 этой организацией проведено 15 международных конгрессов. Союз устанавливает контакты между учеными, научными учреждениями, налаживает обмен информацией о лесных проблемах, разрабатывает единую номенклатуру и стандартизацию методов исследования, упорядочивает международную лесную библиографию и терминологию. Важная задача союза - установление учеными разных стран, работающими в одной области, общих программ исследования и обеспечение их выполнения.

  В СССР работы по научно-практическим вопросам Л публикуются в трудах академий, институтов, монографиях, журнале "Лесное хозяйство" (с 1948), "Лесной журнал" (с 1958) и "Лесоведение" (с 1967); некоторые вопросы Л находят отражение также в др. научных и производственных журналах - "Вестник сельскохозяйственной науки" (с 1956), "Лесная промышленность" (с 1941) и др.

  Лит.: Ткаченко М. Е., Общее лесоводство, 2 изд., М., 1955; Гулисашвили В. 3., Горное лесоводство для условий Кавказа, М. - Л, 1956; Мелехов И. С., Очерк развития науки о лесе в России, М., 1957; Погребняк П. С., Общее лесоводство, 2 изд., М., 1963; Основы лесной биогеоценологии, под ред. В. Н. Сукачева и Н. В. Дылиса, М., 1964; Мелехов И. С., Рубки главного пользования, М., 1966; Вопросы таежного лесоводства на Европейском Севере, М., 1967; Правдин Л Ф., Тропическое и субтропическое лесоводство, М., 1969; Морозов Г. Ф., Избр. труды, т. 1-2, М., 1970-71; Бельгард А. Л, Степное лесоведение, Л, 1971; Мелехов И. С., Лесоведение и лесоводство, 2 изд., М., 1972.

  Н. С. Мелехов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 12:49:56