Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ленинградский театр оперы и балета

Ленинградский театр оперы и балета (далее Л) академический им. С. М. Кирова, один из старейших и крупнейших музыкальных театров СССР. Ему принадлежит выдающаяся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Историю театр ведет с 1783, когда в Петербурге открылся Каменный (Большой) театр и указом Екатерины была организована труппа "... не для одних комедий и трагедий, но и для оперы". Конец 18 — начало 19 вв. — время активного формирования национальной композиторской школы. На сцене театра наряду с иностранными произведениями были поставлены первые оперы русских композиторов Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича, М. М. Соколовского, С. И. Давыдова и др. В 1803 оперная и балетная труппы отделились от драматической. Оперную труппу в 1803—40 возглавил К. А. Кавос — дирижер, педагог и композитор, автор многих опер и балетов, поставленных на сцене театра; балетную труппу (в 1801—29; с перерывом в 1811—16) — балетмейстер Ш. Л. Дидло. Ведущее положение занимали певцы П. В. Злов, А. М. Крутицкий, В. М. Самойлов, Е. С. Сандунова и др. и танцовщики Е. И. Колосова, А. И. Истомина, Н. О. Гольц, Е. А. Телешова и др.

  В 1836 заново отстроенное здание Большого театра было полностью отдано под оперные спектакли. В 1836 театр впервые поставил оперу М. И. Глинки "Иван Сусанин", ознаменовавшую собой рождение русского классического оперного искусства. В 1842 была поставлена его вторая опера — "Руслан и Людмила". В обоих спектаклях раскрылись дарования русских певцов О. А. Петрова и А. Я. Петровой-Воробьевой. В 1843 в Петербурге была создана итальянская оперная труппа, в связи с чем русская была фактически изгнана и в 1845 переведена в Москву. Спектакли русской оперной труппы возобновились в Петербурге лишь в середине 50-х гг. на сцене Театра-цирка; после пожара в 1859 здание было перестроено (архитектор А. К. Кавос) и открыто в 1860 под названием Мариинский театр. В 1883—96 здание театра перестраивалось под руководством архитектора В. А. Шретера. Были реконструированы фасады и интерьеры, добавлен ряд помещений, деревянные конструкции заменены металлическими, улучшена акустика зала и сцены.

  Подъем освободительного движения в 60-е гг. 19 в., появление крупнейших русских композиторов окончательно определили демократические тенденции русской труппы театра. Были впервые поставлены оперы — "Псковитянка" Римского-Корсакова (1873), "Борис Годунов" Мусоргского (1874), "Пиковая дама" Чайковского (1890), "Князь Игорь" Бородина (1890) и др. В эти годы в театре выступали певцы — Е. А. Лавровская, И. А. Мельников, Е. К. Мравина, М. А. Славина, Ф. И. Стравинский, М. И. и Н. Н. Фигнеры, Л. Г. Яковлев и др.; музыкальным руководителем и дирижером (1863—1916) был Э. Ф. Направник. Выдающимся достижением в балетном искусстве стали балеты П. И. Чайковского ("Спящая красавица", 1890; "Щелкунчик", 1892; "Лебединое озеро", 1895) и А. К. Глазунова ("Раймонда", 1898) в постановке М. Петипа и Л. И. Иванова. В балетной труппе с конца 19 в. выдвинулись — О. И. Преображенская, А. П. Павлова, М. Ф. Кшесинская, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский и др. В конце 19 — начале 20 вв. в театре выступали крупнейшие мастера оперно-исполнительного искусства. Спектакли отличались законченным музыкальным ансамблем. Ведущее место среди исполнителей принадлежало Ф. И. Шаляпину и И. В. Ершову; на сцене театра пели И. В. Тартаков, И. И. Алчевский, А. М. Давыдов, В. И. Касторский и др., работали дирижеры Ф. М. Блуменфельд, А. Коутс, художники А. Я. Головин, К. А. Коровин и др.

  Великая Октябрьская социалистическая революция создала условия для подлинного расцвета театра. 9 ноября 1917 театр был передан в ведение Наркомпроса, в 1920 получил название Государственный академический театр оперы и балета. В 1935 ему присвоено имя С. М. Кирова. Коллектив продолжил лучшие традиции, заложенные мастерами театра. 20—30-е гг. явились периодом сложных исканий верной репертуарной линии. Наряду с возобновленными и новыми постановками произведений классического репертуара, театр ставил оперы и балеты современных зарубежных композиторов. В конце 20-х гг. на сцене театра появились советские оперы — "Орлиный бунт" Пащенко (1925), "Лед и сталь" Дешевова (1930), "Броненосец "Потемкин"" Чишко (1937), "В бурю" Хренникова (1939) и балеты — "Красный мак" Глиэра (1929), "Бахчисарайский фонтан" Асафьева (1934), "Лауренсия" Крейна (1939), "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1940) и др. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 театр был эвакуирован в Пермь, возвратился в 1944. Здание театра, частично разрушенное во время артиллерийского обстрела, было восстановлено в 1944 в прежнем виде. В 40—50-е гг. театр широко ставил произведения советских композиторов, в том числе оперы — "Емельян Пугачев" Коваля (1942, Пермь), "Дуэнья" ("Обручение в монастыре") Прокофьева (1946), "Семья Тараса" Кабалевского (1950), "Декабристы" Шапорина (1953), "Мать" Хренникова (1957) и др. и балеты — "Гаянэ" (1942, Пермь) и "Спартак" (1956) Хачатуряна, "Медный всадник" Глиэра (1949), "Тропою грома" Караева (1958), "Берег надежды" Петрова (1959) и др.

  В театре в разное время работали: певцы — Р. Г. Горская, М. О. Рейзен, В. Р. Сливинский, С. И. Мигай, К. Н. Лаптев, Н. К. Печковский, С. П. Преображенская, И. А. Нечаев, И. П. Яшугин; артисты балета — М. Т. Семенова, Г. С. Уланова, О. Г. Иордан, Н. М. Дудинская, Т. М. Вечеслова, Ф. И. Балабина, К. М. Сергеев, А. Я. Шелест, В. М. Чабукиани, А. В. Лопухов и др.; дирижеры — Е. А. Мравинский, В. А. Дранишников, А. М. Пазовский, Б. Э. Хайкин, Д. И. Похитонов, С. В. Ельцин и др.; режиссеры — С. Э. Радлов, Л. Б. Баратов, И. Ю. Шлепянов, Е. Н. Соковнин и др.; балетмейстеры — Ф. В. Лопухов, Р. В. Захаров, В. И. Вайнонен, Л. М. Лавровский, Б. А. Фенстер, К. М. Сергеев. Среди лучших постановок 60 — начала 70-х гг. оперы — "Семен Котко" Прокофьева (1960), "Судьба человека" Дзержинского (1961), "Октябрь" Мурадели (1964), "Оптимистическая трагедия" (1966) и "Анна Снегина" (1967) Холминова, "Волшебная флейта" Моцарта (1966), "Тихий Дон" Дзержинского (1967), "Лючия ди Ламмермур" Доницетти (1969), "Абесалом и Этери" Палиашвили (1971), "Интервенция" Успенского (1972) и балеты "Легенда о любви" Меликова (1961), "Ленинградская симфония" на музыку 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича (1961), "Золушка" Прокофьева (1964), "Горянка" Кажлаева (1968), "Гамлет" Червинского (1970), "Сотворение мира" Петрова (1971), "Зачарованный принц" Бриттена (1972) и др.

  В труппе театра (1973): певцы — народный артист СССР Б. Т. Штоколов, народный артист РСФСР И. П. Алексеев, Р. А. И. А. Бугаев, П. А. Ковалева, Н. И. Кривуля, В. В. Максимова; солисты балета — народный артист СССР И. А. Колпакова, народный артист РСФСР С. В. Викулов, Н. А. Кургапкина, А. И. Сизова, Ю. В. Соловьев, К. И. Федичева и др.; главный дирижер — народный артист СССР К. А. Симеонов, главный режиссер — народный артист РСФСР Р. И. Тихомиров, главный балетмейстер — народный артист РСФСР И. Д. Бельский, балетмейстеры — народный артист СССР К. М. Сергеев, заслуженный деятель искусств РСФСР Л. В. Якобсон, главный хормейстер — народный артист РСФСР А. Г. Мурин, главный художник — народный художник РСФСР И. В. Севастьянов. Балетная труппа театра гастролировала в АРЕ, Англии, ФРГ, Чехословакии, Австрии, Болгарии, ГДР, США, Японии и др. Награжден орденом Ленина (1939).

 

Лит.: Свириденко С., Русская опера в Мариинском театре за 25 лет. Очерк, Русская музыкальная газета", 1912, № 1, 2, 4, 5; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910, Л. — М., 1940; Гос. ордена Ленина академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1957; Л им. С. М. Кирова, Л., 1972.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 11:07:01