|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Легковой автомобиль | Легковой автомобиль (далее Л), автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек (включая водителя). Наибольшее распространение получили 4-5-местные Л с закрытыми кузовами.
В СССР Л классифицируются по рабочему объему цилиндров двигателя: особо малый Л до 1,2 л, малый от 1,2 до 1,8 л, средний от 1,8 до 3,5 л, большой свыше 3,5 л. Промышленность СССР выпускает автомобили всех четырех классов в соответствии с перспективным типажом на 5-10 лет. За рубежом Л с рабочим объемом двигателя до 0,85 л называется микролитражным автомобилем, а от 0,85 до 1,5 л - малолитражным автомобилем.
Каждый класс Л может быть также охарактеризован весовыми параметрами, габаритными размерами, средними эксплуатационными показателями. Современный уровень конструкции Л характеризуется данными таблицы.
Основные показатели современных легковых автомобилей (средние данные) Показатели | Класс | особо малый | малый | средний | большой | Рабочий объем цилиндров двигателя, л | до 1,2 | 1,2-1,8 | 1,8-3,5 | св. 3,5 | Мощность двигателя, квт (л. с.) | 22,1-36,8 | 36,8-73,6 | 73,6-118 | 232-220 | (30-50) | (50-100) | (100-160) | (180-300) | База (расстояние между осями), мм | 2000-2400 | 2400-2700 | 2700-2900 | 2900-3800 | Сухая масса автомобиля, кг | 600-850 | 850-1150 | 1150-1500 | св. 1500 | Максимальная скорость, км/ч | 110-130 | 120-160 | 120-170 | св. 170 | Расход топлива, л/100 км | 6,-8,0 | 8,5-10,0 | 11,0-14,0 | 14,0-20,0 | В зависимости от расположения двигателя и привода ведущих колес различают конструктивные компоновки Л: двигатель в передней части автомобиля, ведущие колеса задние; двигатель в передней части автомобиля, ведущие колеса передние; двигатель в задней части автомобиля, ведущие колеса задние.
Кузова Л в большинстве случаев несущего типа, цельнометаллические, сварные. Л выпускаются с кузовами различных типов (рис.): седан - четырехдверный закрытый кузов с 2 или 3 рядами сидений; лимузин - то же, но с внутренней перегородкой (между передними и задними сиденьями); купе - двухдверный закрытый кузов; кабриолет - то же, что и седан, но с открывающейся крышей; фаэтон - четырехдверный кузов с мягким открывающимся верхом; универсал - закрытый кузов, имеющий, помимо боковых, еще и заднюю дверь, задние сиденья складывающиеся, что позволяет увеличить емкость кузова для размещения багажа. Распространены двухдверные кузова со скошенной задней стенкой и вделанной в нее дополнительной третьей дверью, что позволяет использовать Л и как грузопассажирский. На базе Л выпускаются разнообразные специализированные автомобили: такси, санитарные, почтовые, спортивные и др.
Как правило, Л оснащаются поршневыми карбюраторными двигателями внутреннего сгорания. Отдельные фирмы устанавливают дизельные двигатели, а также роторно-поршневые (см. Ванкеля двигатель). В ряде стран предполагается завершение разработок и серийный выпуск Л с электрическим двигателем. В трансмиссии главным образом используются однодисковые сухие сцепления, четырех-пятиступенчатые коробки передач, шестеренчатые главные передачи с гипоидным зацеплением. Некоторые автомобили выпускаются с автоматическими коробками передач. Основной тип передней подвески - независимая рычажно-пружинная подвеска, задняя подвеска в большинстве случаев зависимая с упругими элементами в виде рессор или пружин. Тормозные системы - с гидравлическим приводом. Колесные тормоза колодочные или дисковые - с автоматической регулировкой.
В новых моделях Л повышаются динамические и экономические качества, увеличивается их максимальная скорость, сокращается время, затрачиваемое на разгон, повышается эффективность действия тормозов, комфортабельность и облегчается управление. Большое внимание уделено повышению безопасности конструкции, снижению токсичности отработавших газов двигателя, снижению уровня шума, внешним формам и качеству покраски, а также лучшему приспособлению Л для туристских поездок (решетчатые багажники, устанавливаемые на крыше, откидывающиеся спинки переднего сиденья и т.п.). Некоторые Л оборудуются приспособлениями для буксировки легких одноосных прицепов (прицепа-дачи, прицепа для перевозки лодки и др.). Л оснащаются различным оборудованием, предотвращающим травмирование водителя и пассажиров в случае дорожно-транспортного происшествия (см. Безопасный автомобиль).
Наибольшая интенсивность эксплуатации у автомобилей-такси. Их годовой пробег в СССР составляет в среднем около 80 тыс. км, у Л, используемых для служебных целей, - 30-40 тыс. км, у автомобилей личного пользования - около 8 тыс. км.
В 1971 в СССР выпущено 529 тыс. Л (5,5 тыс. в 1940; 64,6 тыс. в 1950; 138,8 тыс. в 1960).
Производство Л в СССР увеличится к 1975 по сравнению с 1970 в 3,5-3,8 раза и достигнет примерно 1300 тыс. Л в год. Резкое увеличение выпуска Л в СССР стало возможным благодаря пуску Волжского автозавода, рассчитанного на производство 660 тыс. Л в год. Мировое производство Л составляет 24 300 тыс. автомобилей в год (1971). См. также статьи Автомобиль, Автомобильная промышленность, Автомобильный двигатель, "Волга", "Жигули", "Запорожец", "Москвич".
Лит.: Фучаджи К. С., Кауфман Ш. М., Автомобиль "Запорожец" ЗАЗ-965А. Устройство, техническое обслуживание и ремонт, М., 1969; Гольд Б. В., Как работает автомобиль, 4 изд., М., 1970; Краткий автомобильный справочник, 6 изд., М., 1971; Родионов В. Ф. и Фиттерман Б. М., Легковые автомобили, М., 1971; Автомобиль "Москвич-412", М., 1971; Автомобиль ГАЗ-24 "Волга", М., 1971.
Н. Б. Островский.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:54:42
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|