|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Лансере Евгений Евгеньевич | Лансере (далее Л) Евгений Евгеньевич (23.8(4.9).1875, Павловск, ныне Ленинградской области, — 13.9.1946, Москва), советский график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Сын Е. А. Л. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1892—95), в академиях Коларосси и Жюлиана в Париже (1895—98). Член объединения "Мир искусства". Преподавал в Тбилисской АХ (1922—34), Московском архитектурном институте и Всероссийской АХ в Ленинграде (1934—38). Испытывая влияние А. Н. Бенуа и К. А. Сомова, разделяя с ними ретроспективно-стилизаторские увлечения, Л. выступал в 1900—10-е гг. главным образом как оформитель и иллюстратор журналов и книг. Графические композиции Л. сочетают рисунок-рамку в духе барокко или орнамент "модерна" с перспективно-объемными документально точными историческими видами (оформление журнала "Мир искусства", заставки, виньетки, концовки к книгам: "Царская... охота на Руси..." Н. Кутепова, издана в 1902; "Царское село..." А. Н. Бенуа, издана в 1910). Стремление Л. к жизненной убедительности, конкретности в передаче исторической эпохи особенно заметно в станковой графике ("Корабли времен Петра Первого", темпера, 1911, Третьяковская галерея) и политически острых рисунках для революционных журналов "Жупел", "Адская почта" и др. (1905—08). Это качество доминирует и в иллюстрациях Л. к повестям Л. Н. Толстого "Хаджи-Мурат" (1912—41) и "Казаки" (1917—37), отмеченных интересом к народной жизни, отличающихся четкостью рисунка, но иногда выполненных в смягченной живописной манере, "пятном", размывающим контур. Реалистическая направленность творчества Л. с наибольшей полнотой проявилась в советское время. Продолжая много работать в области книжной графики, Л. часто обращался в эти годы к монументально-декоративному искусству. Его монументально-живописные работы динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны 17—18 вв. (росписи залов: Казанского вокзала, темпера, силикатные краски, 1933—34 и 1945—46, и гостиницы "Москва", темпера, 1937, — в Москве). Л. работал также в области театрально-декорационной живописи ("Юлий Цезарь" У. Шекспира, 1924, "Горе от ума" А. С. Грибоедова, 1938, — в Малом театре в Москве), плаката и промышленной графики. Государственная премия СССР (1943). Награжден 2 орденами, а также медалями.
Лит.: Е. Е. Л. Каталог выставки..., М., 1961; Подобедова О. И., Е. Е. Л. 1875—1946, М., 1961.
Т. И. Володина.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:18:00
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|