|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Кьеркегор Серен | Кьеркегор (далее К), Киркегор (Kierkegaard) Серен (5.5.1813, Копенгаген, - 11.11.1855, там же), датский теолог, философ-идеалист и писатель. Изучал философию и теологию в Копенгагенском университете. После разрыва с невестой в 1841 вел замкнутую жизнь одинокого мыслителя, наполненную интенсивной литературной работой; в конце жизни вступил в бурную полемику с официальными теологическими кругами. Многие из своих трудов ("Или - или", "Страх и трепет", 1843, "Философские крохи", 1844 и др.) К. публиковал под различными псевдонимами, излагая свои идеи от лица вымышленных персонажей и нередко облекая их в художественную форму ("Дневник соблазнителя" и др.).
Философские воззрения К. сложились под влиянием немецкого романтизма, а также антирационалистической реакции на гегелевскую философию. Особое значение К. придавал сократической иронии, религиозно-философскому истолкованию которой (в духе протестантизма) он посвятил свою магистерскую диссертацию. К. критиковал Г. Гегеля за "объективизм", т. е. стремление понять индивида в исторически конкретной системе объективного духа. Эту точку зрения К. отвергал, как отдающую личность во власть "анонимного" господства истории и тем самым лишающую ее самостоятельности и свободы. Гегелевской объективной диалектике К. пытается противопоставить принципиально иную - субъективную ("экзистенциальную") диалектику, которая оказывается у К. средством сохранить отношение личности к боту. На пути к богу человек, согласно К., проходит три качественно различные стадии - эстетическую, этическую и религиозную. Эстетически живущий индивид, по К., достигает эмоционального наслаждения отказом от обретения "истины" своего существования; этот отказ неизбежно влечет за собой неудовлетворенность и "отчаяние", однако это - еще не истинное отчаяние. Последнее наступает на этической стадии и приводит человека к осознанию религиозного значения своей личности; другого пути к богу, по К., нет.
К. настаивал на радикальном парадоксализме и алогичности религиозного переживания, высмеивая попытки рационализации веры в гегелевской философии или в практике либерального протестантского богословия. Он резко критиковал Реформацию за то, что она, отменив средне-вековой аскетизм, "облегчила жизнь". Лютеранство воспринималось им как дальнейшая рационализация религии, т. е. как ее деградация. К. защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу.
Сочинения К., отличающиеся яркостью и отточенностью стиля, оказали большое влияние на развитие датской литературы. Философия его не пользовалась популярностью при жизни К. и в ближайшие десятилетия после его смерти. В 20 в. к учению К. обращается протестантская диалектическая теология, а с 1920-х гг. - экзистенциализм. Стиль философствования К. становится образцом для иррационалистических течений современной буржуазной философской мысли.
Соч.: Samlede vaerker, 2 udg., bd -15, Kbh., 1920-36; Papirer, (2 udg.), bd 1-13, Kbh., 1968-70; в рус. пер. - Наслаждение и долг, СПБ. 1894; Несчастнейший, в изд.: Северные сборники, кн. 4, СПБ. 1908.
Лит.: Шестов Л., Киргегард и экзистенциальная философия, Париж, 1939; Гайденко П., Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С. Киркегора, М., 1970; Быховский Б. Э., К, М., 1972; Haecker ., . Kierkegaard..., Münch., 1913; Przywara Е., Das Geheimnis Kierkegaards, Münch., 1929; Dempf A., Kierkegaards Folgen, Lpz., 1935; Alien Е. L., Kierkegaard: his life and thought, . . - L., 1936; Wah J., Etudes Kierkegaardiennes, 2 ed.. ., 1949; Kassner R., . Kierkegaard, Hdlb., 1949; HohIenberg J. ., . Kierkegaard, ., (1956); Jolivet R., Aux sources de l"existentialisme chrétien. Kierkegaard, ., (1956); Anz, ., Kierkegaard und der deutsche Idealismus, Tübingen, 1956; Lowrie ., Kierkegaard, v. 1-2, . ., (1962); Heiss R., Die groben Dialektiker des 19. Jahrhunderts. Hegel, Kierkegaard, Marx, öln - ., 1963; Mesnard ., Kierkegaard, 3 éd., ., 1963; Adorno . ., Kierkegaard. Konstruktion des Ästhetischen, (3 Aufl.), /M., 1966; Malaquais J., . Kierkegaard: foi et paradoxe, (., 1971); Jorgensen A., Soren Kierkegaard-litteratur. 1961-1970, (Aarhus, 1971).
Ю. Н. Давыдов. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 14:24:40
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|