Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Кустодиев Борис Михайлович

Кустодиев (далее К) Борис Михайлович (23.2(7.3).1878, Астрахань, - 26.5.1927, Ленинград), советский живописец, график и театральный художник. Учился в петербургской АХ (1896-1903) у И. Е. Репина, участвовал в работе над его картиной "Заседание Государственного совета" (1901-03, Русский музей, Ленинград). Академик петербургской АХ (1909). Член Союза русских художников (с 1907), "Мира искусства" (с 1911), АХРР (с 1923). В 1905-07 сотрудничал в революционно сатирических журналах "Жупел" (рис. "Вступление. Москва"), "Адская почта" и "Искры". С 1906 К. выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта ("Ярмарки", "Деревенские праздники", "Масленицы", "Балаганы"); для этих работ характерны развернутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие К. с практикой "модерна" линейно-плоскостное, декоративное решение композиции, игра разномасштабными фигурами и планами. В дальнейшем, идя по пути большей стилизации, К. превращает свои бытовые сцены в театрализованные картины-зрелища, а своих персонажей - в собирательные образы-типы, олицетворение сытой купеческой России. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пестрым узорочьем изображаемого мира, иногда идеализируя его, К. в то же время относится к нему иронически, дает почувствовать его самодовольство и косность ("Купчихи", темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев; "Красавица", 1915, Третьяковская галерея; "Купчиха за чаем", 1918, Русский музей). С начала 1900-х гг. К. разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем. Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада ("Утро", 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщенные национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция; портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба - Русский музей). Много работая для театра, К. переносил на сцену свои тематические и стилистические увлечения и решал формально-декоративные задачи, не всегда совпадавшие с замыслом автора и режиссера ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; "Гроза" Островского, 1918, неосуществленная постановка). Успешными были постановки "Блохи" Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленингр. Большой драматический театр), в которых К. нашел органическую эмоциональную связь с драматургическим материалом. В послереволюционные годы К. участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, создавал плакаты, лубки и картины на темы революции ("Большевик", 1919-20, Третьяковская галерея; "Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого", 1921, Рус. музей). Тонкий рисовальщик, владевший уверенным, четким штрихом, К. выполнил циклы иллюстраций к произведениям классиков и современных авторов (иллюстрации к произведениям Лескова "Штопальщик", 1922, "Леди Макбет Мценского уезда", 1923), работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.

  Лит.: Воинов В., Б. М. К, Л., 1925; Эткинд М., Б. М. К, Л. - М., 1960; Лебедева В. Е., Б. М. К, М., 1966; Б. М. К. Письма. Статьи, заметки, интервью..., (Л., 1967).

  В. Е. Лебедева.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 07:37:20