Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Куприн Александр Иванович

Куприн (далее К) Александр Иванович (26.8(7.9).1870, г. Наровчат, ныне Пензенской области, - 25.8.1938, Ленинград), русский писатель. Родился в семье небогатого чиновника. 10 лет провел в закрытых военных учебных заведениях, 4 г. служил в пехотном полку в Подольской губернии В 1894 оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889). Ездил по стране, преимущественно по югу России, переменил множество профессий. С 1901 жил в Петербурге. В 1899 познакомился с А. П. Чеховым, в 1902 - с М. Горьким и группой писателей-"знаньевцев" (см. "Знание"). В 1905 опубликовал в сборнике "Знание" лучшее свое произведение - роман "Поединок". В годы реакции, после поражения Революции 1905-07, пережил творческий спад. Осенью 1919 К. находился в Гатчине, отрезанной от Петрограда белогвардейскими войсками генерала Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провел 17 лет (главным образом в Париже), испытывая постоянные материальные лишения и острую тоску по России. Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину.

  Наиболее плодотворно творчество К. доэмигрантской поры, особенно в период общественного подъема до и во время Революции 1905-07. В историю отечественной литературы вошел как автор повестей и романов: "Молох" (1896), "Олеся" (1898), "Поединок" (1905), "Яма" (1 ч. 1909, 2 ч. 1914-15), а также как крупный мастер рассказа: "В цирке", "Болото" (оба - 1902), "Трус", "Конокрады" (оба - 1903), "Мирное житие", "Корь" (оба - 1904), "Штабс-капитан Рыбников" (1906), "Гамбринус", "Изумруд" (оба - 1907), "Суламифь" (1908), "Гранатовый браслет" (1911), "Листригоны" (1907-11), "Черная молния", "Анафема" (оба - 1913) и др. В эмигрантский период написаны повести "Юнкера" (1928-32) и"Жанета" (1932-33), нескольких очерков и рассказов (последние - преимущественно по воспоминаниям). К. принадлежал к плеяде писателей критического реализма. Большинство его произведений острогражданственны и злободневны: "Молох" - резкое обличение буржуазного "прогресса"; "Поединок" разоблачает царскую армию; "Яма" - попытка помочь современному обществу изжить язву проституции. В творчестве К. сказалось влияние Чехова, Горького и особенно Л. Н. Толстого. Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, К. обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно "средний" русский интеллигент - труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях К. занимают колоритные образы простых людей из народа. Писатель склонен к изображению психологии "групповой", "профессиональной", устоявшейся, часто встречающейся. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают К. одним из самых читаемых писателей и в наши дни.

  Многие его произведения инсценированы и экранизированы; они переведены на ряд иностранных языков.

  Соч.: Собр. соч. (Вступ. ст. К. Паустовского), т. 1-6, М., 1957-58; Собр. соч. (Вступ. ст. К. Чуковского), т. 1-9, М., 1964; Собр. соч. в девяти томах. (Вступ. ст. ф. И. Кулешова), т. 1-8, М., 1970-73 -; Забытые и несобранные произведения. Подгот. текста, прим. и материалы к биографии Э. М. Ротштейна, Пенза, 1950; О литературе. (Сост. и автор вступ. ст. ф. И. Кулешов), Минск, 1969.

  Лит.: Боровский В., А. К, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1956; Берков П. Н., А. И. К. Критико-биографический очерк, М. - Л., 1956; Афанасьева., А. И. К. Критико-биографический очерк, М.. 1960; Волков А., Творчество А. И. Ка, М., 1962; Кулешов ф. И., Творческий путь А. И. Ка, Минск, 1963; Ка-Иорданская М. К., Годы молодости, М., 1966; Ка К. А., К - мой отец, М., 1971; Крутикова Л. В., А. И. К, Л., 1971; История русской литературы конца XIX - начала XX века. Библиографический указатель, М. - Л., 1963.

  И. А. Питляр.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:19:35