Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Купол (свод)

Купол (далее К) (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшит. от cupa — бочка), пространственное покрытие зданий и сооружений, перекрывающее преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения; образующими форм К (свод) являются различные кривые, выпуклые наружу. В К (свод), помимо основных усилий сжатия, передающих опорам вес покрытия, возникают также и горизонтальные усилия распора, для восприятия которых начиная с 15 в. иногда устраиваются специальные конструкции, работающие на растяжение (опорные кольца в основании К (свод) и др.).

  Возникнув, возможно, на основе шалашей из гнущегося материала (тростника, ветвей) и глины, К (свод) уже в древности возводились из камня или из обожженного кирпича, первоначально в виде т. н. ложных К (свод), в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают стенам усилий распора (здания в г. Эшнунна в Двуречье, начало 3-го тыс. до н. э.; "гробница Атрея" в Микенах, 14 в. до н. э. ). Ложные К (свод) были распространены в народном зодчестве многих стран; разновидностью ложного К (свод) являются, в частности, ступенчатые перекрытия типа гвиргвини. Важное значение получил К (свод) в архитектуре Древнего Рима с развитием клинчатых арок, сводов и особенно после изобретения бетона. Перекрывая без опор большое помещение в центрических сооружениях, К (свод) усиливал его роль в архиттурной композиции, придавал ему простор и торжественную величественность, нередко образно выражая идею силы и незыблемость религиозных представлений (грандиозный К (свод) Пантеона в Риме). В византийской архитектуре широко применялись К (свод) на тромпах и парусах (появившихся еще в зодчестве Древнего Рима и Ирана эпохи Сасанидов), что позволяло возводить К (свод) над помещением с любой конфигурацией плана (Софии храм в Константинополе). В средние века разнообразные по конструкции К (свод) в Европе и на Кавказе возводили главным образом в крестово-купольных храмах (например, храм Джвари близ Мцхеты в Грузии, церковь Рипсиме в Эчмиадзине в Армении), в феодальных государствах Средней Азии и Ближнего Востока К (свод) применялись в центрических купольных зданиях. С осознанием роли К (свод) не только в интерьере, но и во внешнем облике здания изменяются наружные очертания К (свод) относительно внутренних, а затем над ним появляются внешние оболочки (отличающиеся по очертаниям от собственно К (свод)), обычно в виде криволинейного покрытия по деревянным стропилам (ранний пример — К (свод) собора Сан-Марко в Венеции, 9—11 вв.). К (свод) с внешними оболочками, завершавшие обычно вертикальные объемы культовых зданий и созданные с учетом широкого архитектурного или природного окружения, получили особенно большое распространение в русской средне-вековой архитектуре (см. Глава), а также в зодчестве Средней Азии (например, мечеть Биби-Ханым в Самарканде, 1399—1404, имеющая внешний и внутренний К (свод)). В эпоху Возрождения трактовка К (свод) как пластической формы в пространстве и градостроительстве доминанты распространяется в архитектуре Западной Европы (например, К (свод) собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, 1420—36, архитектор Ф. Брунеллески, где впервые двойная оболочка К (свод) связана каменными ребрами жесткости и деревянными кольцами в единую конструкцию). С конца 18 в. К (свод) стали использоваться в светских постройках. Со 2-й половины 19 в. вместо кирпичных и каменных К (свод), недостатками которых являются большой собственный вес и трудоемкость возведения, все шире применяются К (свод) с металлическим каркасом и остеклением, К (свод) из дерева и В 20 в., с развитием монолитного и сборного тонкостенных сводов-оболочек и металлических конструкций, резко увеличилось многообразие структур и форм К (свод): появились К (свод) ребристые, ребристо-кольцевые, с волнистой внутренней поверхностью, а также "геодезические" Б. Фуллера (диаметром до 150 м), сборные замоноличенные купола П. Л. Нерви и др. Сооружаются новые типы К (свод): из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой и др.

  Лит.: Кузнецов А. В., Своды и их декор, М., 1938; его же, Тектоника и конструкция центрических зданий, М., 1951; Справочник проектировщика промышленных, жилых и общественных зданий и сооружений. Расчетно-теоретический, М., 1960; Деревянные конструкции, под ред. Г. Г. Карлсена, 3 изд., М., 1961; конструкции. Специальный курс, под ред. П. Л. Пастернака, М., 1961; Гохарь-Хармандарян И. Г., Большепролетные купольные здания, М., 1972; Муханов К (свод) К (свод), Металлические конструкции, М., 1963; Smith Е. В., The dome, . ., 1950.

  В. Ф. Маркузон.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:18:57