Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Культурно-историческая школа (в этнографии)

Культурно-историческая школа (далее К) в этнографии, антиэволюционное направление в буржуазной науке, в основе которого лежит т. н. "теория культурных кругов". Методологические принципы этой теории изложены немецким этнографом Ф. Гребнером в книге "Метод этнологии"(1911). В их основе — идеалистическая концепция неокантианца Г. Риккерта, согласно которой история не знает закономерностей, исторические явления индивидуальны и неповторимы. По Гребнеру, каждое явление культуры возникает единожды, в одном месте; наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра. В работах представителей К.-и. ш. главное внимание уделяется изучению пространственного распространения культурных явлений. На той или иной территории выявляется определенное сочетание элементов материальной и духовной культуры и т. о. конструируется культурный круг. Вся история культуры сводится к перемещению и напластованиям нескольких культурных кругов, оторванных от конкретных народов — создателей культуры. Разновидностью К.-и. ш. является венская католическая школа во главе с австрийскими патерами В. Шмидтом и В. Копперсом. Теорию культурных кругов применительно к археологическим материалам развивал австрийский археолог О. Менгин.

  Лит.: Левин М. Г., Токарев С. А., "К" на новом этапе, "Советская этнография", 1953, т. 4; Токарев С. А., Венская школа этнографии, "Вестник истории материальной культуры". 1958, № 3.

  М. Г. Левин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 00:28:24