Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Коненков Сергей Тимофеевич

Коненков (далее К) Сергей Тимофеевич (28.6(10.7).1874, деревня Караковичи, ныне Ельнинский район Смоленской области, - 9.10.1971, Москва), советский скульптор, действительный член ЛХ СССР (1954), народный художник СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1964). Родился в крестьянской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892-96) у С. И. Иванова и С. М. Волнухина и в петербургской АХ (1899-1902; действительный член с 1916). Экспонент "Мира искусства" и член Союза русских художников. В ранний период в произведениях жанрово-повествовательного характера ("Камнебоец", бронза, 1898, Третьяковская галерея) и нескольких более поздних работах, отмеченных поисками монументально-обобщающих образов ("Самсон", гипс, 1902, не сохранился), К. стремился передать свои размышления о тяжелой жизни родного народа и его порыве к борьбе за свободу. К. участвовал в революционных событиях 1905 в Москве, выполнил несколько обобщенно-символических по характеру портретов участников Революции 1905 ("Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин", мрамор, 1906, Музей Революции СССР, Москва; "Атеист", песчаник, 1906, Мордовская картинная галерея им. Ф. В. Сычкова, Саранск). С середины 1900-х гг. для творчества К. характерны преимущественно фольклорно-сказочные образы ("Стрибог", 1910, Третьяковская галерея; "Еруслан Лазаревич", 1913, Серпуховской историко-художественный музей; оба- дерево), переработка мотивов русской народной деревянной скульптуры, тема классически совершенного, гармоничного человека, в значительной мере навеянная искусством античности и Возрождения, но тесно связанная с поисками национальных эстетических и этических идеалов ("Нике", 1906, "Юная", 1916,- обе мрамор, Третьяковская галерея). В этот период К. создал ряд портретов, в том числе композиции, посвященные великим музыкантам прошлого ("Бах", мрамор, 1910, собрание Н. Ф. Микули, Москва; "Паганини", несколько вариантов). В первые годы Советской власти К. участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды (мемориальная доска "Павшим в борьбе за мир и братство народов", цветной цемент, 1918, в открытии участвовал В. И. Ленин; группа "Степан Разин со своей ватагой", дерево, 1918-19; ныне обе в Русском музее, Ленинград). В 1924-45 жил в США; работал главным образом над портретами ("А. М. Горький", бронза, 1928, Музей А. М. Горького, Москва; "И. П. Павлов", 1930, "Ф. М. Достоевский", 1933, - оба гипс, Русский музей). Во 2-й половине 40-60-х гг. К. выполнил большое число портретов, отличающихся психологической проникновенностью и совершенством пластических решений ("Ниночка", 1951, Русский музей; "Никос Белояннис", 1951, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева; "М. П. Мусоргский", 1953, Горьковский художественный музей; автопортрет, 1954, Третьяковская галерея (Ленинская премия, 1957); все - мрамор), а также ряд станковых и монументальных композиций ("Освобожденный человек" ("Самсон"), гипс, 1947, Русский музей; группы и рельефы Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, цемент, бронза, 1953- 1954). Государственная премия СССР (1951). Награжден 2 орденами Ленина и медалью.

  Соч.: Слово к молодым, (М.), 1958.

  Лит.: Каменский А., К, (М., 1962); Кравченко К., С. Т. К, М., 1967.

  А. А. Каменский.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 13:19:11