Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Комедия дель арте

Комедия дель арте (далее К) (commedia dell"arte), комедия масок, вид итальянского театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления. Персонажами К были типовые "маски", переходившие из одного спектакля в другой. Возникнув в середине 16 в., К унаследовала реалистические традиции народного фарса, маски и буффонаду карнавальных действий, а также использовала некоторые мотивы и сюжеты гуманистической "ученой комедии" ("комедия эрудита"). Буффонно яркие представления К, разыгрываемые на народных диалектах, насыщенные площадными мелодиями и песнями, ловкими лацци (трюками), дерзкими плебейскими насмешками, приобретали сатирическую направленность. Душой спектакля были "слуги" — наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый Арлекин, разбитная, острая на язык Серветта, не лишенный злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры К были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор. Поэтическую сторону К определяли идеализированные образы "влюбленных", выступавших без масок и говоривших на литературном итальянском языке. Актеры К, виртуозно владевшие искусством коллективной импровизации, впервые в европейском театре выработали сценический ансамбль. Крупнейшими актерами К были А. Ганасса, братья Дж. и Т. Мартинелли, И. и Ф. Андрсини (16 в.); Т. Фьорилли, Д. Бьянколелли (17 в.); К. Бертинацци, Ч. Д"Арбес, А. Сакки (18 в.). С середины 17 в. начался упадок К — под влиянием католической реакции в спектаклях притуплялась социальная сатира, буффонада приобретала самодовлеющее значение. К оказала воздействие на формирование национальной комедийной драматургии и сценического искусства в других европейских странах (театр "Комеди Итальени" в Париже). Особенно заметно влияние К на творчество Мольера, К. Гольдони, К. Гоцци. Жизнерадостная стихия К зазвучала в поставленном Е. Б. Вахтанговым спектакле "Принцесса Турандот". Отдельные черты поэтики К восприняли современные прогрессивные драматурги и актеры Италии (в том числе Э. Де Филиппе).

  Лит.: Дживелегов А., Итальянская народная комедия, 2 изд., М., 1962; Apollonio М., Storia della commedia dell"arte, Roma — Mil., 1930; Pandolfi ., Il teatro del Rinascimento e la commedia dell"arte, Roma, (1969).



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 22:41:32