Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Коллекционирование

Коллекционирование (далее К) целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, обычно имеющих научную, историческую или художественную ценность. В основе К лежит познание, удовлетворение определенных интересов. Предметом К могут быть памятники материальной и духовной культуры (рукописи, книги, монеты, почтовые марки, произведения изобразительного искусства и др.), объекты природы (минералы, растения, насекомые и др.). К предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства.

  Собирательство известно с древнейших времен. Однако как особое направление человеческой деятельности К возникло и получило развитие в эпоху Возрождения. В начальный период К имело универсальный характер. Так, в собрании семьи Медичи во Флоренции наряду с произведениями искусства имелись разнообразные уникальные предметы и минералы из многих стран. Собирателями редкостей были Людовик XIV, французские кардиналы Ришелье и Мазарини, папы Юлий и Лев X, император Карл и др. Нередко формой К было создание так называемых кабинетов "куриозных" вещей. В России начала 18 в. собираниями такого рода были Петровская кунсткамера, а также ряд частных коллекций, в том числе Я. В. Брюса (в кабинете Брюса помимо многочисленных древностей, естественных, исторических объектов, физических приборов и др., находилась и одна из первых известных в России коллекций монет и медалей). Известными универсальными собраниями были коллекции И. В. Гете в и американского художника и естествоиспытателя Ч. У. Пила в США. Во 2-й половине 18 в. получили распространение специализированные коллекции естественноисторических памятников, произведений изобразительного искусства (см. Художественные собрания) и т п. Крупнейшую коллекцию древнерусских рукописей и книг собрал А. И. Мусин-Пушкин.

  С дифференциацией наук в 19 в. стали создаваться специализированные коллекции однородных предметов, объединенных общей познавательной целью. Большое влияние на К естественнонаучных объектов оказала разработка основ научной систематизации. В России интерес коллекционеров направлялся в значительной мере на собирание отечественных древностей и предметов искусства, археологических и этнографических памятников, объектов природы из различных областей страны. К начали заниматься представители буржуазии и разночинной интеллигенции; более серьезным и глубоким стал подход к собиранию и изучению предметов К Многие из частных коллекций 19 и начала 20 вв. были положены в основу музеев (коллекции П. М. и С. М. Третьяковых, С. И. и П. И. Щукиных — изобразительное искусство, М. К Тенишевой — этнография, А. В. Морозова — керамика, А. А. Бахрушина — театр) или вошли в их состав (коллекции А. С. Уварова — археология, П. Я. Дашкова, И. С. Остроухова — изобразительное искусство, Г. П. Дементьева — орнитология, и др.). Некоторые книжные собрания (например, Н. П. Румянцева, А. Д. Черткова) явились базой крупнейших библиотек (см. Библиофильство).

  На рубеже 19—20 вв. вначале в США, а затем и в Европе К стало выгодным способом вложения капиталов, не облагаемых налогами, что вызвало спекуляцию объектами собирательства.

  В процессе развития К укреплялись его связи как с естественными науками, так и вспомогательными историческими дисциплинами. К способствовало развитию нумизматики, геральдики, сфрагистики, а также археологии, этнографии и др. Оформились самостоятельные направления К: научное, учебное, любительское. В формировании научного К ведущая роль принадлежала музеям. В формировании научного К видную роль сыграл генеральный директор Берлинских музеев В. фон Боде. Учебное К имеет целью развитие исследовательских навыков учащихся; учебные коллекции являются эффективным средством наглядности в обучении. В любительском К получает распространение систематический подбор предметов, осуществляемый на базе научной систематизации отдельных отраслей знаний. С появлением массовых видов Кфилателии, бонистики, любительской нумизматики, филумении, филокартии, фалеристики, филофонии и др. видное место среди любительских коллекций стали занимать тематические собрания, предполагающие подбор различных материалов по определенным темам. Методика составления тематических коллекций впервые была разработана и получила распространение в СССР в 20-е годы. Развитию массовых видов любительского К способствует выпуск широко доступных объектов К (марок, открыток, значков, этикеток, грампластинок и др.), организация специализированных магазинов, издание книг и журналов по вопросам К Во многих странах существуют различные общества коллекционеров, в СССР — Всесоюзное общество филателистов (с различными секциями коллекционеров-книголюбов, филофонистов и др.).

  Лит.: Карнович Е. П., Замечательные богатства частных лиц в России, СПБ. 1874; Иконников . ., Опыт русской историографии, т. 1, кн. 2, К, 1892; Программы и наставления для наблюдений и собирания коллекций, СПБ, 1908; "Столица и усадьба". Журнал красивой жизни, СПБ — П., 1913—17; Бахрушин А. А., Из записной книжки. Кто что собирает?, М., 1916; Чаянов А., Московские собрания картин сто лет назад, М., 1917; Овсянникова С. А., Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861—1917 гг.), в кн.: Очерки истории музейного дела в России, в. 2, М., 1960; ее же, Частное собирательство в России в XVIII — первой половине XIX века, там же, в. 3, М., 1961; Тагрин Н. С., В поисках необычного. Из записок коллекционера, Л.. 1962: Советский коллекционер, (Сб.), в. 1—9, М., 1963—71; Твоя коллекция. Монеты, марки, этикетки, открытки, (М.), 1963; "Старые годы" (Ежемесячник для любителей искусства и старины), СПБ — П., 1907—16; "Среди коллекционеров". Ежемесячник искусства и старины, М., 1921—24; "Советский коллекционер". (Филателия), 1922—1932; Donath A., Psychologie des Kunstsammelns, ., 1920: Grappe G., Savoir collectioner, ., (1946); Briggs M. ., Men of taste. From Pharaoh to Ruskin, L., (1947); Dictionnaire du snobisme, ed. par Ph. Julian, ., (1958); Rheims М., vie étrange des objets, ., (1959); Great private collections, ed. by D. Cooper, L., (1963); Cabanne ., Die Geschichte grosser Sammier, Bern — Stuttg. — ., 1963; Sachs Н., Sammier und Mäzene. Zur Entwicklung des Kunstsammelns von der Antike bis zur Gegenwart, Lpz., 1971.

  А. Н. Дьячков.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 16:24:28