|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Книжная торговля | Книжная торговля (далее К) распространение путем продажи непериодических печатных изданий (книг, брошюр, плакатов, открыток, нот и др.). Как торговля особого рода К входит в число отраслей культуры, выступая эффективным средством идеологического воздействия.
Изобретение книгопечатания положило начало развитию К
В России в 16-17 вв. Печатный двор в Москве имел 2 лавки и "книжную казну" (оптовый склад). Изобретение печатной машины в начале 19 в. способствовало дальнейшему развитию К Ее просветительский характер связан с именами Н. И. Новикова, В. С. Сопикова, А. Ф. Смирдина. Известны попытки революционных демократов придать К пропагандистское направление. В начале 20 в. на книжном рынке господствовали монополистические фирмы (3503 книжных магазина в 1913). Одновременно распространением и продажей книг занимались офени-разносчики, антиквары-перекупщики и прочие. Книжные склады легальных большевистских издательств действовали как центры революционной пропаганды.
После Великой Октябрьской социалистической революции К была передана в руки государства и общественных организаций. В 1918-21 преобладало бесплатное распределение книг среди трудящихся, которое осуществлялось специальным аппаратом Центропечать. С переходом к новой экономической политике в 1921 реализацией печатной продукции занимался торговый сектор Госиздата. В деревне К велась потребительской кооперацией (см. Кооперация потребительская). Дальнейшее развитие К было определено постановлением ЦК ВКП (б) "Об издательской работе" от 15 августа 1931, положившем начало книготорговле, опирающейся на изучение спроса и потребности населения в книгах. В системе Объединения государственных издательств было создано книготорговое объединение КОГИЗ (1931-49), являвшееся основным аппаратом распространения книг. В 1949 созданы книготорги (конторы К), которые в 1953 вошли в систему министерства культуры, а затем Комитета по печати (с 1972 - Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли). Развитие К отражает культурный прогресс народов СССР ().
Всесоюзное объединение К "Союз-книга" Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли с 1958 координировало и направляло К в стране, осуществляло централизованное оптовое снабжение. С 1973 оно вошло в состав Главного управления книжной торговли и пропаганды книги Госкомиздата СССР. Сельская К (за исключением Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии) в 1957 передана в ведение потребительской кооперации, где для руководства ею в 1969 образована контора Центрокоопкнига. министерство связи продает книги в магазинах и киосках своего агентства "Союзпечать". Некоторые издательства имеют свою книготорговую сеть, например "Наука", "Транспорт". Внешнюю торговлю книгами ведет всесоюзное объединение "Международная книга".
В СССР К - составная часть общепартийной и общегосударственной работы по коммунистическому воспитанию трудящихся. Этой цели подчинены все формы и методы К Основная часть книг продается в книжных магазинах различных типов: универсальных, специализированных (по тематике изданий, характеру обслуживания или группам покупателей), профилированных (с преобладанием определенной тематики). Старые книги продаются в букинистических магазинах (236 в 1971). Библиотечные коллекторы организуют плановое комплектование массовых библиотек (см. Коллектор библиотечный).
Табл. 1.- Динамика роста книготорговой сети и продажи печатных издании в государственной торговле (в фактических ценах)
| 1940 | 1950 | 1960 | 1965 | 1970 | Общий объем продажи книг, млн. руб. | 182 | 334 | 802 | 1140 | 1734 | Продажа книг на одного человека, руб. | 0,96 | 1,85 | 3,74 | 4,94 | 7,14 | Число книжных магазинов, тыс. | 3,5 | 5,6 | 9,1 | 12,4 | 14,7 | Число киосков, тыс. | 6,7 | 7,7 | 24,3 | 29,9 | 34,5 |
Развиты подвижные формы К - книгоношество, рейсы книжных автолавок, а также средства массовой пропаганды книг - выставки-продажи, лотереи и пр. Разнообразны методы обслуживания: прием предварительных заказов по тематическим планам издательств, подписки на многотомные издания и т.д. Ведется изучение спроса, в результате которого разрабатываются заказы книготоргов, заключаются договоры с издательствами, определяются тематика и тиражи печатаемых книг. В расширении К значительное место принадлежит организации на общественных началах народных книжных магазинов и киосков (4200 в 1971), массовому движению общественных распространителей книги (более 250 тыс. участников в 1971). Развивается высшее и среднее специальное книготорговое образование, научно-исследовательская работа. История, организация, экономика К, торговое книговедение, книготорговая библиография составляют предмет изучения специальных отрасли знаний - библиополистики (от греч. bibliopoles - книготорговец).
В зарубежных социалистических странах крупнейшие книжные магазины принадлежат государству и общественным организациям, лишь небольшая часть мелких, главным образом букинистических лавок остается частной собственностью. В Румынии, Венгрии, Болгарии значительная часть книжных магазинов принадлежит потребительской кооперации. В ГДР розничная К особенно развита в форме посылочной торговли. Оптовая торговля осуществляется через государственные фирмы: в Болгарии - Стационарная и передвижная книжная торговля, в Венгрии - АКВ (Allămi önyvtersesztö állalat), в ГДР - ЛКГ (Leipziger Komission und Buchhandels -sellschaft), в Польше - Składnica kśiegarska, в Румынии - Centrala Editurilor si Difuzari ărţii, в Чехословакии - Knizny wielkoobchod. В Югославии нет централизованного руководства К, книжные магазины принадлежат издательствам и общественным организациям. В Монголии 90% книг продается книгоношами. На Кубе государственный институт книги осуществляет издание и распространение книг в значительной части бесплатно, открыты магазины обмена прочитанных книг. Характеристика состояния К в ряде социалистических стран приведена в табл. 2. Табл. 2.- Объем книжной торговли в некоторых социалистических странах< Страны | Годы | Количество книжных магазинов | Количество проданных книг, млн. экз. | Болгария......... | 1968 | 1500 | 39,0 | Венгрия.......... | 1970 | 230 | 53,5 | ГДР................. | 1970 | 1200 | 115,0 | Монголия....... | 1969 | 23 | 3,0 | Польша........... | 1970 | 1600 | 80,0 | Румыния......... | 1970 | 1297 | 40,0 | Чехословакия. | 1969 | 1100 | 62,5 | Югославия.... | 1969 | 800 | 64,0 | К капиталистических стран служит интересам господствующих классов. Она находится в руках книгоиздательских монополий, которые сами устанавливают цены, оптовые скидки и не менее 1/3 своих изданий продают, минуя розничную сеть, через книжные клубы, разъездных агентов, по почте. В конце 60-х гг. 20 в. в США из 8500 книжных магазинов около 40% принадлежало университетам, религиозным корпорациям, профсоюзам. Книги продаются также в аптеках, универмагах и т.д. 15% американской книжной продукции шло на экспорт в англоязычные страны. Крупнейшие американские оптовые фирмы и экспортеры книг: Paperback"s, Distributors, Dubleday, Barnes, Brentano, Me Grow Hill. В Великобритании в те же годы было 6303 книжных магазина, оптовые фирмы: Foyle, Alien, Bookseller"s cleaving Hows в Лондоне, Blackwell в Оксфорде. С 1936 существует Central Books - организация, занимающаяся распространением марксистской литературы. В Японии - 20 крупных оптовых фирм (Maroosen, Tohan, Nippon и др.) контролировали 20 тыс. книжных магазинов. Много книг импортируется из США и Великобритании. В ФРГ - 11500 книжных магазинов: оптовые монополии Fisher, Bertelsmann, ряд фирм К принадлежит неофашистским союзам, есть и прогрессивные предприятия, которые объединяются в "Рабочее содружество социалистической и демократической книготорговли" в Гамбурге. Во политику К определяет крупнейший концерн Ашетт. Крупные книготорговые фирмы: "Французский клуб книги", объединявший в конце 60-х гг. 300 тыс. покупателей, экспортные фирмы Foma, Zodexport и др. Для характерно наличие многих книжных магазинов, принадлежащих демократическим организациям. Французская коммунистическая партия ежегодно проводит массовые праздники демократической книги.
В развивающихся странах в условиях неграмотности и бедности населения, которые являются следствием колониальные политики империалистических государств, национальная К развита слабо. В Индии, например, потребляющей 3% мировой книжной продукции, большинство местных фирм контролируется западноевропейскими и американскими книгоиздательскими монополиями. Независимые предприятия К пользуются субсидией государства. В 1957 создана государственная организация National Book trast., регулирующая деятельность кооперативных и частных книготорговых предприятий.
Регулярно проводятся международные оптовые книжные ярмарки: в Брюсселе, Чикаго, Франкфурте-на-Майне, Бомбее, Белграде, Лейпциге, Варшаве, Софии; международные аукционы антикварной книги: в Нью-Йорке, Болонье, Лондоне.
Органы печати, освещающие вопросы К: в СССР - "К" (1948-72), с 1973 - "В мире книг"; Польше "Księgarz" (с 1913); Венгрии - "A önyv" (с 1969); ГДР и ФРГ - "örsenblatt für den deutsche Blichhandel" (с 1834); США - "Publischer"s Weekly" (с 1872); Великобритании - "Bookseller" (с 1858); Швеции - "Svénsk bokhandel" (с 1952); Италии - "Giornale della libreria" (с 1888). см. также статьи Издательское дело, Книготорговая библиография.
Лит.: О состоянии и мерах улучшения книжной торговли. Постановление ЦК КПСС, 31 мая 1960 г., в кн.: Справочник партийного работника, в. 3, М., 1961: Говоров А. А., История книжной торговли, М., 1966; Плетнев . С., Проблемы книжной торговли сегодня, в сборнике: Издательское дело. Книговедение, в. 1, М., 1968; Организация и техника торговли книгой, М., 1969.
А. А. Говоров |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:53:54
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|