Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Книжная торговля

Книжная торговля (далее К) распространение путем продажи непериодических печатных изданий (книг, брошюр, плакатов, открыток, нот и др.). Как торговля особого рода К входит в число отраслей культуры, выступая эффективным средством идеологического воздействия.

  Изобретение книгопечатания положило начало развитию К

  В России в 16-17 вв. Печатный двор в Москве имел 2 лавки и "книжную казну" (оптовый склад). Изобретение печатной машины в начале 19 в. способствовало дальнейшему развитию К Ее просветительский характер связан с именами Н. И. Новикова, В. С. Сопикова, А. Ф. Смирдина. Известны попытки революционных демократов придать К пропагандистское направление. В начале 20 в. на книжном рынке господствовали монополистические фирмы (3503 книжных магазина в 1913). Одновременно распространением и продажей книг занимались офени-разносчики, антиквары-перекупщики и прочие. Книжные склады легальных большевистских издательств действовали как центры революционной пропаганды.

  После Великой Октябрьской социалистической революции К была передана в руки государства и общественных организаций. В 1918-21 преобладало бесплатное распределение книг среди трудящихся, которое осуществлялось специальным аппаратом Центропечать. С переходом к новой экономической политике в 1921 реализацией печатной продукции занимался торговый сектор Госиздата. В деревне К велась потребительской кооперацией (см. Кооперация потребительская). Дальнейшее развитие К было определено постановлением ЦК ВКП (б) "Об издательской работе" от 15 августа 1931, положившем начало книготорговле, опирающейся на изучение спроса и потребности населения в книгах. В системе Объединения государственных издательств было создано книготорговое объединение КОГИЗ (1931-49), являвшееся основным аппаратом распространения книг. В 1949 созданы книготорги (конторы К), которые в 1953 вошли в систему министерства культуры, а затем Комитета по печати (с 1972 - Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли). Развитие К отражает культурный прогресс народов СССР ().

  Всесоюзное объединение К "Союз-книга" Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли с 1958 координировало и направляло К в стране, осуществляло централизованное оптовое снабжение. С 1973 оно вошло в состав Главного управления книжной торговли и пропаганды книги Госкомиздата СССР. Сельская К (за исключением Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии) в 1957 передана в ведение потребительской кооперации, где для руководства ею в 1969 образована контора Центрокоопкнига. министерство связи продает книги в магазинах и киосках своего агентства "Союзпечать". Некоторые издательства имеют свою книготорговую сеть, например "Наука", "Транспорт". Внешнюю торговлю книгами ведет всесоюзное объединение "Международная книга".

  В СССР К - составная часть общепартийной и общегосударственной работы по коммунистическому воспитанию трудящихся. Этой цели подчинены все формы и методы К Основная часть книг продается в книжных магазинах различных типов: универсальных, специализированных (по тематике изданий, характеру обслуживания или группам покупателей), профилированных (с преобладанием определенной тематики). Старые книги продаются в букинистических магазинах (236 в 1971). Библиотечные коллекторы организуют плановое комплектование массовых библиотек (см. Коллектор библиотечный).

  Табл. 1.- Динамика роста книготорговой сети и продажи печатных издании в государственной торговле (в фактических ценах)



1940

1950

1960

1965

1970

Общий объем продажи книг, млн. руб.

182

334

802

1140

1734

Продажа книг на одного человека, руб.

0,96

1,85

3,74

4,94

7,14

Число книжных магазинов, тыс.

3,5

5,6

9,1

12,4

14,7

Число киосков, тыс.

6,7

7,7

24,3

29,9

34,5

 

Развиты подвижные формы К - книгоношество, рейсы книжных автолавок, а также средства массовой пропаганды книг - выставки-продажи, лотереи и пр. Разнообразны методы обслуживания: прием предварительных заказов по тематическим планам издательств, подписки на многотомные издания и т.д. Ведется изучение спроса, в результате которого разрабатываются заказы книготоргов, заключаются договоры с издательствами, определяются тематика и тиражи печатаемых книг. В расширении К значительное место принадлежит организации на общественных началах народных книжных магазинов и киосков (4200 в 1971), массовому движению общественных распространителей книги (более 250 тыс. участников в 1971). Развивается высшее и среднее специальное книготорговое образование, научно-исследовательская работа. История, организация, экономика К, торговое книговедение, книготорговая библиография составляют предмет изучения специальных отрасли знаний - библиополистики (от греч. bibliopoles - книготорговец).

  В зарубежных социалистических странах крупнейшие книжные магазины принадлежат государству и общественным организациям, лишь небольшая часть мелких, главным образом букинистических лавок остается частной собственностью. В Румынии, Венгрии, Болгарии значительная часть книжных магазинов принадлежит потребительской кооперации. В ГДР розничная К особенно развита в форме посылочной торговли. Оптовая торговля осуществляется через государственные фирмы: в Болгарии - Стационарная и передвижная книжная торговля, в Венгрии - АКВ (Allămi önyvtersesztö állalat), в ГДР - ЛКГ (Leipziger Komission und Buchhandels -sellschaft), в Польше - Składnica kśiegarska, в Румынии - Centrala Editurilor si Difuzari ărţii, в Чехословакии - Knizny wielkoobchod. В Югославии нет централизованного руководства К, книжные магазины принадлежат издательствам и общественным организациям. В Монголии 90% книг продается книгоношами. На Кубе государственный институт книги осуществляет издание и распространение книг в значительной части бесплатно, открыты магазины обмена прочитанных книг. Характеристика состояния К в ряде социалистических стран приведена в табл. 2.
  Табл. 2.- Объем книжной торговли в некоторых социалистических странах<

Страны

Годы

Количество книжных магазинов

Количество проданных книг, млн. экз.

Болгария.........

1968

1500

39,0

Венгрия..........

1970

230

53,5

ГДР.................

1970

1200

115,0

Монголия.......

1969

23

3,0

Польша...........

1970

1600

80,0

Румыния.........

1970

1297

40,0

Чехословакия.

1969

1100

62,5

Югославия....

1969

800

64,0

К капиталистических стран служит интересам господствующих классов. Она находится в руках книгоиздательских монополий, которые сами устанавливают цены, оптовые скидки и не менее 1/3 своих изданий продают, минуя розничную сеть, через книжные клубы, разъездных агентов, по почте. В конце 60-х гг. 20 в. в США из 8500 книжных магазинов около 40% принадлежало университетам, религиозным корпорациям, профсоюзам. Книги продаются также в аптеках, универмагах и т.д. 15% американской книжной продукции шло на экспорт в англоязычные страны. Крупнейшие американские оптовые фирмы и экспортеры книг: Paperback"s, Distributors, Dubleday, Barnes, Brentano, Me Grow Hill. В Великобритании в те же годы было 6303 книжных магазина, оптовые фирмы: Foyle, Alien, Bookseller"s cleaving Hows в Лондоне, Blackwell в Оксфорде. С 1936 существует Central Books - организация, занимающаяся распространением марксистской литературы. В Японии - 20 крупных оптовых фирм (Maroosen, Tohan, Nippon и др.) контролировали 20 тыс. книжных магазинов. Много книг импортируется из США и Великобритании. В ФРГ - 11500 книжных магазинов: оптовые монополии Fisher, Bertelsmann, ряд фирм К принадлежит неофашистским союзам, есть и прогрессивные предприятия, которые объединяются в "Рабочее содружество социалистической и демократической книготорговли" в Гамбурге. Во политику К определяет крупнейший концерн Ашетт. Крупные книготорговые фирмы: "Французский клуб книги", объединявший в конце 60-х гг. 300 тыс. покупателей, экспортные фирмы Foma, Zodexport и др. Для характерно наличие многих книжных магазинов, принадлежащих демократическим организациям. Французская коммунистическая партия ежегодно проводит массовые праздники демократической книги.

  В развивающихся странах в условиях неграмотности и бедности населения, которые являются следствием колониальные политики империалистических государств, национальная К развита слабо. В Индии, например, потребляющей 3% мировой книжной продукции, большинство местных фирм контролируется западноевропейскими и американскими книгоиздательскими монополиями. Независимые предприятия К пользуются субсидией государства. В 1957 создана государственная организация National Book trast., регулирующая деятельность кооперативных и частных книготорговых предприятий.

  Регулярно проводятся международные оптовые книжные ярмарки: в Брюсселе, Чикаго, Франкфурте-на-Майне, Бомбее, Белграде, Лейпциге, Варшаве, Софии; международные аукционы антикварной книги: в Нью-Йорке, Болонье, Лондоне.

  Органы печати, освещающие вопросы К: в СССР - "К" (1948-72), с 1973 - "В мире книг"; Польше "Księgarz" (с 1913); Венгрии - "A önyv" (с 1969); ГДР и ФРГ - "örsenblatt für den deutsche Blichhandel" (с 1834); США - "Publischer"s Weekly" (с 1872); Великобритании - "Bookseller" (с 1858); Швеции - "Svénsk bokhandel" (с 1952); Италии - "Giornale della libreria" (с 1888). см. также статьи Издательское дело, Книготорговая библиография.

 

 Лит.: О состоянии и мерах улучшения книжной торговли. Постановление ЦК КПСС, 31 мая 1960 г., в кн.: Справочник партийного работника, в. 3, М., 1961: Говоров А. А., История книжной торговли, М., 1966; Плетнев . С., Проблемы книжной торговли сегодня, в сборнике: Издательское дело. Книговедение, в. 1, М., 1968; Организация и техника торговли книгой, М., 1969.

  А. А. Говоров


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 02:58:42