Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Книготорговая библиография

Книготорговая библиография (далее К) книготоргово-издательская библиография, вид библиографии, основной функцией которого является информация об имеющихся в книготорговой сети, выпущенных в свет и намеченных к изданию произведениях печати в целях содействия их изданию и продаже.

  В России К зародилась в конце 20-х гг. 18 в. (книгопродавческие росписи книжной лавки Академии наук). В 70—80-х гг. 18 в. росписи (реестры) получили большое распространение, среди них выделяются росписи Н. И. Новикова. Значительный вклад в историю библиографии в 19 в. внесли подготовленные П. А. Ефремовым и В. И. Межовым каталоги книжных магазинов И. И. Глазунова, А. Ф. Базунова, Я. А. Исакова. В начале 20 в. увеличивается число каталогов книгоиздательств, книготорговых библиографических журналов (наиболее известны "Известия книжных магазинов товарищества М. О. Вольф", 1897—1917), но в целом К в предреволюционные годы не сложилась в систему.

  Система пособий советской К начала формироваться в 20-е гг. с появлением "Бюллетеня Госиздата". Большая заслуга в ее развитии принадлежит Н. В. Здобнову — составителю основных каталогов Госиздата, автору работ по К ("Составление книготорговых каталогов", 1933) и ее истории (в книге "История русской библиографии до начала XX в.", 3 изд., 1955). Советская К сросшись практически с издательской, превратилась в широко разветвленную систему. Заказ литературы, намеченной к выпуску, осуществляется по "Планам выпуска издательств" ("Тематическим планам"), ежегодно направляемым в книготорговую сеть всеми издательствами. Об изменениях в "Планах выпуска" сообщается в бюллетене "Бланк для заказов" (примерно 80 номеров в год). Здесь же публикуются списки изданий, имеющихся на Центральной оптовой книжной базе. Сведения о наличии литературы на базах республиканских, краевых и областных книготоргов помещаются в бюллетене "Спрос и предложение" (24 номера в год). Для букинистической торговли выпущены каталоги-прейскуранты.

  Для покупателей издаются рекламные проспекты и каталоги, призванные активизировать спрос на определенные издания. В еженедельнике "Книжное обозрение" (с 1966) помещаются списки "Книги недели", которые знакомят читателей с новыми книгами, поступающими в книготорговую сеть.

  В книжных магазинах ведутся "Календарь новинок" — список новых поступлений, картотека заказа, содержащая перечень всех изданий, заказанных данным магазином, и картотека наличия, отражающая его ассортимент.

  За рубежом возникновение К связано с появлением первых "ярмарочных каталогов" (Франкфурт-на-Майне, 1564). По данным на 1967, текущая К ведется в 31 стране. См. также Библиография, Книжная торговля.

 

  Лит.: Осипов В. О., К, М., 1973.

В. О. Осипов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 23:13:15