Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Книга

Книга (далее К)важнейшая исторически сложившаяся и продолжающая развиваться форма закрепления семантической информации (главным образом связного и достаточно пространного текста), предназначенная для ее повторяющихся воспроизведения и передачи во времени и пространстве. Текст Книга фиксируется на листовом материале посредством знаков (букв или др. графических образов), воспринимаемых зрением (исключение — книги для слепых, рассчитанные на восприятие осязанием). Современная Книга представляет собой кодекс — блок скрепленных страниц с текстом и иллюстрациями и внешних защитных элементов (переплет, обложка). С точки зрения книжной статистики Книга — произведение печати в форме кодекса с определенным минимальным количеством страниц (в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО — свыше 3 печатных листов, т. е. не менее 48 страниц).

  Книга — важнейшее средство массовой, научной и технической информации, играющее колоссальную роль в качестве орудия политической и идеологической борьбы, распространения и пропаганды знаний, образования и воспитания. Как произведение общественно-политической, художественной, научной литературы Книга партийна и имеет ярко выраженный классовый характер. Книга — продукт общественного сознания, а следовательно, и орудие классовой борьбы. Во все времена Книга служила мощным средством пропаганды и распространения политических взглядов. По словам В. И. Ленина, "книга — огромная сила" ("Ленин и книга", 1964, с. 362). К Книга полностью относится положение В. И. Ленина о двух культурах в каждой национальной культуре. Книга играет революционную или реакционную роль в зависимости от того, идеологию каких социальных сил она отображает и пропагандирует и кому принадлежат орудия и средства производства Книга (издательства, типографии, бумага и т.п.). В капиталистическом обществе Книга, пропагандирующая реакционные идеи, используется господствующими классами как средство политического и национального угнетения широких трудящихся масс. В условиях социалистического общества Книга служит интересам народа и тесно связана с его жизнью, она основывается на принципах партийности, народности, научности, действенного гуманизма, пролетарского интернационализма.

  Книга является продуктом книжного дела — совокупности отраслей культуры и производства, связанных с созданием и изготовлением Книга, ее распространением, хранением, описанием и изучением. Отбор для полиграфического воспроизведения и распространения произведений науки, литературы, искусства, их партийная и профессиональная оценка, подготовка для печати и выпуск — функции издательского дела. Множественное воспроизведение Книга осуществляется полиграфической промышленностью (см. также Книгопечатание, Полиграфия). Распространение и пропаганда Книга являются функцией книжной торговли. Сбор, специальная обработка и хранение Книга, их пропаганда и руководство чтением осуществляются в рамках библиотечного дела (см. Библиотека, Библиотековедение). Целенаправленное информирование читателей о Книга и др. произведениях печати и их активная пропаганда — задача библиографии. Книга и книжное дело изучает в исторических и современных аспектах комплексная научная дисциплина — книговедение.

  Рукописная книга. Историческое становление Книга теснейшим образом связано с процессом создания и формирования письма, структурные особенности которого (система знаков, порядок их расположения, особенности начертания), а также специфика писчего материала и инструмента для письма в значительной степени обуславливали конструктивные особенности самой Книга В древности определились два основных типа конструктивной организации Книга: лента-свиток (Египет, Греция, Рим, государства Древнего Востока) и совокупность пластин или листов, соединяемых в стопу или в блок (Книга на пальмовых листьях в Индии и на Цейлоне, римские полиптихи и т.д.). В 4—3-м тысячелетии до н. э. в Древнем Египте возникает Книга в форме свитка с использованием в качестве писчего материала папируса, а со 2 в. до н. э. — пергамена. Средняя длина свитка не превышала 10 м, хотя известны свитки длиной свыше 40 м — так называемый папирус Гарриса (Британский музей). Уже в Древнем Египте искусство Книга представляло собой результат весьма сложной и разнообразной профессиональной деятельности писцов и художников, украшавших рукописи на свитках орнаментами и различными изображениями. Характерной особенностью было стремление к функциональной и стилевой связи иероглифического текста с условно-символическими изображениями. Прототипом современной формы Книга — кодекса является полиптих — несколько скрепленных между собой дощечек, натертых воском, которые древние римляне применяли для письма. Древнейший из сохранившихся пергаменных кодексов — "Кодекс Синаитикус" — относится к 4 в. По сравнению со свитком кодекс вмещал большой объем информации и был конструктивно прочнее. Перелистывание гибких страниц, скрепленных в корешке, оказалось более удобным для письма и чтения, чем развертывание и одновременное свертывание свитка. В кодексе появляется титульный лист (от лат. titulus — надпись, заглавие), а также счет страниц и тетрадей. С появлением кодекса возникает и переплет, который первоначально делали из нескольких склеенных листов папируса или пергамена, а затем из деревянных досок. Мастера рукописной Книга настойчиво стремились к гармоничному расположению на странице текстовой полосы, иллюстраций, орнамента. С 13 в. основным писчим материалом в Европе становится бумага. Центром производства Книга в средние века сделались мастерские-скриптории, в которых применялось первичное разделение труда. Текст писал писец-скриптор, оставленные им места для заголовков и буквиц заполнял рубрикатор, украшения и миниатюры выполняли иллюминаторы и миниатюристы. Переплеты и драгоценные оклады для Книга изготовлялись переплетчиками и дел мастерами. Книга раннего средневековья обильно украшена изоморфическим орнаментом с изображениями рыб и птиц; в Англии и Ирландии в 7—9 вв. преобладал орнамент в виде плетеных ремней и жгутов. Характерные памятники искусства Книга этой эпохи — Евангелие из Дарроу (около 670), Евангелие из Келса (около 800). В эпоху Каролингов возникают центры изготовления Книга в Париже, Реймсе, Фульде, Type, появляется своеобразная форма латинского письма — каролингский минускул. После распада Каролингской империи ведущим центром изготовления Книга становится монастырь на о. Рейхенау (на Боденском озере). С 13 в. в европейской Книга господствует готика; особенно большое значение приобретает орнамент. Своеобразной красотой и высоким совершенством исполнения отличаются рукописи каллиграфов Востока (см. Каллиграфия).

  Появление Книга на Руси связано с распространением славянского письма, созданного во 2-й половине 9 в. Самая ранняя из сохранившихся русских датированных рукописных Книга — "Остромирово евангелие" (1056—57). Известно 7 датированных Книга 11 в., 8 Книга 12 в. Замечательный памятник искусства Книга — "Мстиславово евангелие" (около 1117), заключенное в драгоценный оклад. На рубеже 14 и 15 вв. в Москве создаются так называемые Евангелие Кошки и Евангелие Хитрово, художественное убранство которых принадлежит мастерам круга Феофана Грека и Андрея Рублева. Большую роль в истории рукописной Книга 1-й половины 16 в. сыграли мастера круга Феодосия Изографа, с деятельностью которых связано использование в Книга гравированной на металле орнаментики (например, так называемое Евангелие Уварова). В середине 16 в. в государственной мастерской был создан многотомный летописный свод с большим количеством миниатюр. В орнаментальном обрамлении русской рукописной Книга последовательно сменяют друг друга старовизантийский, "звериный", балканский, нововизантийский, старопечатный стили. Господствующим типом письма был первоначально устав, а с 14 в. — полуустав.

  Печатная книга. Первым способом множественного воспроизведения Книга была ксилография гравюра на дереве. Древнейшей печатной Книга считают текст, оттиснутый с 12 досок в Корее в период между 704 и 751. Европейские ксилографические издания, появившиеся в 15 в., первоначально представляли собой лубочный лист (изображения иногда сопровождались текстом), а в дальнейшем — блок с запечатанными с одной стороны страницами (так называемая анопистографическая Книга). Впоследствии лицевую и оборотную стороны печатали на двух отдельных листах, которые склеивали друг с другом (так называемая опистографическая Книга).

  Новая эра в истории Книга открылась с возникновением книгопечатания в Европе, которое относят к 40-м гг. 15 в. и связывают с именем И. Гутенберга ( Шедевром раннего книгопечатания является его так называемая 42-строчная Библия. Гутенберг воспроизводил полиграфическим способом лишь текст. Первый опыт типографского воспроизведения орнаментики был предпринят в 1457 П. Шеффером на страницах Майнцской псалтыри. В той же Книга впервые появились выходные сведения и типографская марка. В 1461 А. Пфистер в Бамберге выпускает Книга с гравированными на дереве иллюстрациями. В 70—80-х гг. 15 в. Э. Ратдольт (Венеция, Аугсбург) вводит в Книга многокрасочную печать, начинает печатать снабжает Книга прикладного характера подвижными чертежами и схемами. Внимание типографов в 15—16 вв. было направлено на создание экономичных, красивых, удобных для чтения текстовых шрифтов (см. Шрифт).

  Первые печатные Книга появились в 1465 в Италии, в 1468 в Чехословакии и Швейцарии, в 1469 в Нидерландах, в 1470 во около 1473 в Польше, в 1473 в Венгрии, в 1474 в Испании и Бельгии, в 1477 в Англии. Книга, напечатанные до 1 января 1501, называют инкунабулами, Книга 1-й половины 16 в. — палеотипами.

  Первые печатные Книга кирилловского шрифта выпущены были Ш. Фиолем в Кракове в 1491. Книгопечатание в Москве началось в 50-х гг. 16 в. Первая точно датированная русская печатная Книга выпущена Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 ("Апостол"). В 1574 Иван Федоров во Львове издает первые украинские печатные Книга ("Азбука" и "Апостол").

  Создание целостного организма Книга затруднялось интересами массового производства. В преодолении этого противоречия исключительную роль сыграла деятельность крупнейших издателей-типографов 16—17 вв. — семей Мануциев в Венеции, Этьеннов во Книга Плантена в Бельгии, семьи Эльзевиров в Нидерландах, занимавшихся разработкой типов издания различной литературы и устанавливавших наиболее целесообразные и эстетически совершенные решения книжных ансамблей.

  Дальнейшее развитие печатной Книга было связано с постоянным стремлением к увеличению объема информации, совершенствованию ее передачи, специализации Книга по типам изданий (научные, учебные, художественные, культовые, справочные и т.п.).

  В книжном искусстве 18—начала 19 вв. углубляется разделение профессий типографского и художественного профиля. Это накладывает опечаток на характер книжного ансамбля: текст и иллюстрации часто утрачивают прежнюю взаимосвязь. Все большее распространение получают наборные орнаментальные украшения, линейки, политипажи.

  Открытие литографии (1798) и торцовой ксилографии (80-е гг. 18 в.) облегчило процесс воспроизведения в Книга авторского рисунка и позволило с середины 19 в. значительно увеличить выпуск иллюстрированных изданий. В западноевропейскую и русскую Книга пришли выдающиеся художники, много сделавшие для распространения в книжной графике реалистических тенденций. (См. Иллюстрация, Графика).

  В середине 19 в. полиграфия вступила на путь бурного технического прогресса. С открытием фотомеханического способа воспроизведения изображений Книга обогатилась новыми возможностями для широкого привлечения черной и цветной графики.

  2-я половина 19 в. ознаменована все большим подчинением Книга коммерческим интересам издателей, что привело к снижению уровня художественной культуры массовых изданий и к обособлению группы библиофильских книг. Попытки поднять уровень книжного искусства путем возвращения к ремесленным способам производства предпринимались английским писателем и художником У. Моррисом, выпустившим в конце 19 в. 53 превосходно сделанных Книга На грани 19—20 вв. в Книга зародились новые стилистические формы, отразившие искания живописи и графики того времени.

  Современное искусство Книга капиталистических стран в основном базируется на высоких достижениях типографского дела (научная, искусствоведческая Книга), художественно-образная сторона в нем, как правило, менее развита. Отражая коммерческие интересы издателей, книжная продукция делится на массовую, выпускаемую в ярких обложках, без иллюстраций, и на дорогие издания, в которых нередко участвуют крупные художники.

  Советская Книга первых лет своего существования стремилась к разрешению сложного комплекса идейно-воспитательных и художественных проблем, вытекающих из программы культурных преобразований в стране. Следуя установке на общедоступность советской Книга, на ее просветительский характер, советские издатели и полиграфисты большое внимание уделяли массовой Книга В этой области работали крупнейшие мастера: московские ксилографы В. А. Фаворский, А. И. Кравченко, А. Д. Гончаров, Г. А. Ячеистов, М. И. Пиков и др.; ленинградские художники Л. С. Хижинский, А. Ф. Пахомов, Г. Д. Епифанов, В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Е. И. Чарушин, Ю. А. Васнецов и др. Новаторская деятельность конструктивистов 20-х—начала 30-х гг. (Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко) оказала воздействие на развитие конструкции Книга, введение в нее фотомонтажа и т.д. Велика роль в иллюстрировании классической литературы Н. В. Кузьмина, Кукрыниксов, Д. А. Шмаринова, Е. А. Кибрика и др. В области шрифтовой и оформительской графики большой вклад сделан И. Ф. Рербергом, С. Б. Телингатером, С. М. Пожарским и др.

  Советское книжное искусство 50—70-х гг. характеризуется настойчивым стремлением к созданию органической взаимосвязи книжных элементов. В связи с этим возникает интерес к проблемам организации Книга как целого (художественное конструирование), к проблеме стиля и т.д.

  В середине 20 в. в обстановке чрезвычайно быстрого роста печатной информации и широкого распространения новых средств массовых коммуникаций (радио, телевидение, кино и т.д.) перед Книга возникают новые проблемы: уточнение специфической функции в общей системе средств массовых коммуникаций, совершенствование книжной организации (освоение новых печатных материалов, миниатюризация изданий, оптимизация чтения, включение в научные и учебные Книга звукозаписей, стереоскопических изображений и пр.), повышение качества полиграфического исполнения и др.

  Структура и типология современной книги. Книжный блок соединяется с переплетной крышкой при помощи форзаца. Верхние и нижние края тетрадей скрепляет тесьма с утолщенным краем — каптал. На переплет иногда надевают суперобложку, которая предохраняет переплетную крышку и служит элементом оформления Книга В начале Книга помещают титульный лист, который может быть разворотным, занимая 2-ю (контртитул) и 3-ю страницы Книга Некоторые сведения могут быть помещены на авантитуле, занимающем 1-ю страницу Книга Титульному листу иногда предшествует фронтиспис. Для смысловой организации текста используются различные способы рубрикации Книга Отдельным разделам Книга иногда предшествует шмуцтитул, на котором напечатано название раздела. Первые (спусковые) полосы разделов выделяют средствами верстки или художественного убранства. Шрифтовые и нешрифтовые методы выделения позволяют выявить заголовки или отдельные части текста. Пользование Книга облегчают колонтитулы — заглавия отдельных разделов, помещаемые в верхней части полосы, и колонцифры — порядковые номера страниц (пагинация). Порядковые номера тетрадей (листов) Книга — сигнатура и условное наименование Книга — норма, служащие для облегчения подбора листов в процессе изготовления книжного блока, проставляются на 1-й (а иногда и на 3-й) странице каждой тетради. Аппарат Книга включает выходные сведения, содержание (оглавление), предисловие (послесловие), прикнижную аннотацию, примечания, комментарии, указатели, внутрикнижные библиографические списки, приложения, сноски. Содержание (оглавление) и выходные сведения помещают в каждой Книга, другие элементы аппарата — преимущественно в научных изданиях. Размер страницы Книга называется форматом издания.

  Книга различают по их читательскому и целевому назначению, а также по тематике. По читательскому назначению могут быть выделены Книга для массового читателя, для специалистов и для детей. Исходя из целевого назначения Книга, говорят об официальных, научных, научно-популярных, учебных, литературно-художественных, справочных, рекламных и других изданиях. Широко распространенным видом научной Книга является монография. Среди учебных Книга можно выделить учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия и др. Характерными видами справочных изданий являются словари, энциклопедии, справочники по специальным вопросам, инструкции, памятки, проспекты, каталоги, календари, путеводители. Тематически Книга классифицируются в соответствии с библиотечно-библиографическими классификациями (см. Классификации библиотечно-библиографические).

  Лит.: Ленин и книга, М., 1964; Пятьсот лет после Гутенберга. 1468—1968, М., 1968; 400 лет русского книгопечатания, т. 1—2, М., 1964; Сидоров А. А., Ки жизнь, М., 1972; его же. История оформления русской книги, 2 изд., М., 1964; Люблинский В. С., Кв истории человеческого общества, М., 1972; Кацпржак Е. И., История книги, М., 1964; Немировский Е. Л., Начало славянского книгопечатания, М., 1971; его же, Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров, М., 1964; Кв России, ч. 1—2, под ред. В. Я. Адарюкова и А. А. Сидорова, М., 1924—25; Назаров А. И., Октябрь и книга, М., 1968; Черняк А. Я., История технической книги, ч. 1, М., 1969; Пахомов В. В., Книжное искусство, кн. 1—2, М., 1961—62; Ляхов В. Н., Оформление советской книги, М., 1966; его же, Очерки теории искусства книги, М., 1971; Книга. Исследования и материалы, сб. 1—25, М., 1959—72: Искусство книги. (Альманах), в.1—7, М.,1960— 71; Aldis Н., The printed book, Camb., 1951; Barge ., Geschichteder Buchdruckerkunst, Lpz., (1940); DahI ., Histoire du livre de l"antiquité a nos jours, 2 éd., ., 1960; Flocon A., L"universdes livres, .,(1961): Labarre A., Histoire du livre, .,1970; McMurtrie D. ., The book, . ., (1943); Steinberg . ., Five hundred years of printing, L., 1959.

  В. . Ляхов, Е. Л. Немировский.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 08:42:51