Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Классы точности (в машиностроении)

Классы точности (далее К) в машиностроении, характеристика точности изготовления изделия (детали, узла, машины или прибора), определяемая значениями допусков, указанных в стандартах. К (в машиностроении) могут быть установлены на отдельные геометрические параметры изделий, например на линейные размеры, углы, параметры зубчатых колес и т.д., и на изделия в целом, например на металлорежущие станки, подшипники качения и т.д. К (в машиностроении) отдельных геометрических параметров являются составной частью стандартных систем допусков и посадок для типовых соединений в машиностроении, например гладких, резьбовых, конических, шлицевых, и, как правило, распространяются на допуски данного геометрического параметра в любых изделиях.

  В большинстве стандартных систем допуски во всех К (в машиностроении) определяют на основе единицы допуска i, зависящей от номинального размера. Например, для гладких цилиндрических соединений единица допуска (в мкм) при размерах 1—500 мм равна: i = 0,5 (в общесоюзной системе ОСТ), i = 0,45 + 0,001 (в международной системе ИСО), где d — среднее значение номинальных размеров (в мм) для данного интервала, в пределах которого допуск принимают постоянным. Для каждого К (в машиностроении) при подсчете допуска выбирают определенное число единиц допуска, которые составляют геометрическую прогрессию обычно со знаменателем 1,6, реже 1,25 или 2. В каждой системе допусков существует несколько К (в машиностроении) Они обозначаются порядковыми номерами. Обычно номер К (в машиностроении) возрастает с увеличением допусков. Например, в системе допусков ОСТ для цилиндрических соединений при размерах от 1 до 500 мм имеются К (в машиностроении): 1, 2, 2а, 3, 3а, 4, 5, которые используют, как правило, для сопрягаемых размеров, и 7, 8, 9, 10 — для неответственных, так называемых свободных размеров. Установлены также классы точнее 1-го, обозначаемые (в порядке уменьшения допуска) 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02 и предназначенные для измерительных средств ( концевые меры) и деталей в особо точных соединениях (посадки прецизионных подшипников). В системе ИСО — 18 основных К (в машиностроении) (иногда их называют квалитетами), обозначаемых номерами 01, 0, 1, 2,..., 16.

  К (в машиностроении) устанавливаются на некоторые изделия в целом. В этом случае на машину, прибор или узел разрабатывают стандарты, в которых определяют допуски основных эксплуатационных показателей, а также др. свойств изделия, влияющих на точность его работы. Например, К (в машиностроении) металлорежущего станка определяют отклонения размеров и геометрической формы поверхностей деталей, обработанных на этом станке, а также предельные погрешности базирующих поверхностей станка, предельные погрешности взаимного перемещения рабочих органов станка и т.п.; К (в машиностроении) подшипников качения — предельные погрешности вращения подшипников, а также точность выполнения их монтажных поверхностей.

  К (в машиностроении) — важная эксплуатационная, технологическая и экономическая характеристика изделия, определяющая степень приближения параметров изделия к их расчетным значениям. От К (в машиностроении) зависят точность сборки, трудоемкость и стоимость изготовления, выбор оборудования для обработки и контроля. К (в машиностроении) может влиять на выбор материала изделия, его конструкцию и др. свойства.

  Лит. см. при ст. Допуск.

  М. А. Палей.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 04:56:25