Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Китобойный промысел

Китобойный промысел (далее К) отрасль промышленности, занимающаяся добычей и переработкой китов, а также производством продукции из китового сырья. В 9-10 вв. прибрежный промысел вели жители Кольского и Пиренейского полуостровов. Наиболее интенсивной была охота на гладких китов в Бискайском заливе. К концу 15 в. количество китов в этом районе резко сократилось. Постепенно поиск стали вести все дальше от берега, что способствовало возникновению судового промысла гладких китов в начале 16 в. Охотились на парусных судах, оснащенных несколькими шлюпками-вельботами. Кита забрасывали ручными гарпунами, а затем добивали пиками и разделывали на плаву.

  В 16 в. за гладкими китами начали охотиться у восточных берегов Северной Америки. В 17-19 вв. шел интенсивный промысел гренландских гладких китов в районе Шпицбергена и о. Ян-Майен, а в 18 в. начался промысел этих китов в море Баффина и в проливе Дейвиса. В 18-19 вв. проводилась активная охота на австралийских гладких китов в теплой и приантарктической зонах Южного полушария.

  Судовой промысел кашалотов начался на Ю. северной Атлантики в начале 18 в. Он успешно продолжался до середины 19 в. в теплой и умеренной зонах Атлантического, и Тихого океанов и был прекращен в связи с резким снижением количества китов. Последние парусные суда находились на промысле в северной Атлантике в 1925. Промысел кашалотов продолжается с вельботов ручными гарпунами лишь в районе Азорских островов и о. Мадейры (Португалия).

  К середине 19 в. почти все районы промысла гладких китов были опустошены, оставались незатронутыми запасы китов-полосатиков. Эти киты, в отличие от гладких китов и кашалотов, тонули после убоя, что делало невозможным их обработку на плаву. В 1863 Свенд Фойн (Норвегия) изобрел гарпунную пушку и предложил туши китов накачивать воздухом, что позволяло буксировать их к береговым перерабатывающим станциям. Первое китобойное судно с паровой машиной, гарпунной пушкой и компрессором вышло на промысел в 1868 и добыло 30 китов у берегов Норвегии. Этим было положено начало современному береговому К

  К концу 19 в. полосатики во многих районах северной Атлантики были почти уничтожены. Норвежские промышленники в 90-х гг. 19 в. организовали экспедиции в воды Антарктики, где были отмечены многочисленные стада китов. В сезон 1904-05 на о. Южная Георгия (Антарктика) была открыта первая береговая китобойная станция, а в следующем сезоне (1905-06) из северной Атлантики в этот район пришла китобаза "Адмирален" (Норвегия) с 2 судами для ведения промысла в открытом море (пелагического промысла). Затем возникли многочисленные береговые станции на ряде антарктических островов, на юге Африки и юге Америки.

  В сезон 1925-26 в море Росса впервые работала норвежская китобаза "Лансинг" со слипом - наклонной плоскостью для подъема добытых китов на палубу. Это новшество, предложенное норвежским капитаном П. Серле, положило начало современному пелагическому промыслу китов. Оно позволило охватить промыслом всю акваторию Антарктики, а добытых китов разделывать и перерабатывать на борту судна практически в любую погоду. К середине 30-х гг. почти все китобазы были оборудованы слипами. Развитие пелагического промысла резко снизило значение берегового К в Антарктике и в сезон 1965-66 он полностью прекратился.

  Основу современного прибрежного К составляют береговая станция (реже китобаза) для разделки китов с комплексом оборудования по производству и хранению продукции. При ведении охоты суда удаляются от станции на расстояние до 100 миль. Пелагический промысел, как правило, проходит в открытом океане и ведется флотилиями, состоящими из крупного судна-китобазы и китобойных судов. Китобаза - многопалубное океаническое судно (типа танкера) водоизмещением до 45 тыс. т, рассчитанное на длительное автономное плавание. Китобаза (рис. 1) предназначена для разделки и переработки китов и производства из них продукции. Китобойные суда (с автономностью плавания не более 1 месяца) получают с китобазы продовольствие, горюче-смазочные материалы и все необходимое для ведения К Мощные силовые установки обеспечивают китобазам скорость 15 м. миль/ч и более. Основные данные о китобойных базах приведены в табл.

  Китобойные суда (рис. 2) длиной до 65 м, шириной до 9,5 м и водоизмещением до 916 т располагают двигательной установкой (паровой или дизельной) мощностью до 3870 квт (5260 л. с.) и обладают скоростью хода до 18-20 м. миль/ч и хорошей маневренностью. Они вооружены гарпунной пушкой и имеют амортизационную систему для предотвращения разрыва линя (и каната) во время рывков кита, лебедку для подтягивания его к борту, компрессор для накачивания воздуха в тушу, а также навигационные и поисковые приборы.

  В конце 60-х гг. появились комбинированные суда (рис. 3) для добычи и обработки китов (например, типа "Педер Хюзе", Норвегия). Поиск китов производится визуально (с использованием оптических приборов) и гидролокатором, который повышает эффективность охоты вдвое. По фонтану - в хорошую погоду он виден за 4-5 м. миль - возможно определить вид кита. Охота слагается из ряда операций: сближение с китом на дистанцию выстрела, выстрел, подтягивание кита к китобойцу (если кит только ранен, делается 1-2 добойных выстрела), накачивание туши воздухом и взятие его под борт для буксировки к китобазе. Если кита предполагается оставить в море, то к нему прикрепляют флаг (ставят "на флаг"), радиобуй, что облегчает его последующий поиск. Сырье перерабатывается на высокопроизводительных технологических линиях различного назначения: для получения жира под давлением или под вакуумом (более прогрессивный способ), приготовления мясной и кормовой муки; упаренного бульона. Жир беззубых китов применяется в пищевой, кожевенной, мыловаренной и др. отраслях промышленности, кашалотовый жир - в текстильной, промышленности, спермацет кашалота и амбра - в парфюмерной и косметической промышленности. Мороженое мясо китов используется в пищу. Из него изготовляют колбасы, консервы, концентраты и т. д. Из печени и эндокринных желез вырабатывают витамины, лечебные препараты, их используют также в пищевой и кожевенной промышленности. Мука кормовая и упаренные бульоны добавляются в корм животных и птиц. С одного условного синего кита (или голубого кита) можно получить продукции на 22 тыс. рублей, причем за жир - только 25% (условный синий кит - УСК по выходу жира = 1 синему киту = 2 финвалам = 2,5 горбатым китам = 6 сейвалам = 6 китам Брайда).

  Существует также промысел мелких китов. Впервые промысел малых полосатиков был организован в конце 30-х гг. у берегов Норвегии (в дальнейшем он охватил почти всю северную часть Атлантики и Арктики). В 1971 резко увеличилась добыча малых полосатиков у берегов Бразилии (900 китов) и ЮАР (свыше 200 китов). Япония впервые организовала промысел малых полосатиков в водах Антарктики. В различных районах Мирового океана также добывают мелких зубатых китов-бутылконосов, гринд и др., их промыслом занимаются главным образом Норвегия, Япония, Бразилия, Дания, Канада.

  Первая советская китобойная флотилия "Алеут" в составе китобазы и трех китобойцев добыла первых китов 25 октября 1932 в районе Ревилья-Хихедо (Тихий океан) и затем с 1933 по 1968 вела промысел в северной части Тихого океана. В 1948-64 на Курильских островах действовало до 5 береговых станций с 22 китобойцами. С 1963 в этом районе ведут промысел среднетоннажные (до 26,5 тыс. т) китобазы "Владивосток" и "Дальний Восток". Они также используются на промысле рыбы. С 1966 по 1969 здесь действовала флотилия "Слава", в отдельные сезоны "Советская Россия".

  28 января 1947 советская флотилия "Слава" добыла первого кита, положив начало советскому К в Антарктике. В 1959 в строй действующих вошли "Советская Украина", в 1961 - "Советская Россия", имеющие самые крупные в мире плавучие базы отечественной постройки, оснащенные для переработки 70-75 китов в сутки. С 1960 ведет промысел флотилия "Юрий Долгорукий" (китобаза переоборудована из пассажирского судна). Последние 3 флотилии продолжают вести К в водах Антарктики; за период 1946-72 советские китобои добыли свыше 124,5 тыс. крупных беззубых (усатых) китов и кашалотов.

  До середины 60-х гг. Антарктика (воды южнее 40° южной широты) оставалась ведущим районом промысла китов и в отдельные сезоны на нее приходилось до 93% всех добытых китов. Объем промысла в северной части Тихого океана обычно составлял 10-15% , но в конце 60-х гг. он стал возрастать и достиг 50%. Доля северной части Атлантики и Арктики редко превышала 10-13%, а последние 20 лет держится на уровне 3%. До 60-х гг. ведущее место в мировом К занимали Норвегия (до 60- 77%) и Великобритания (до 45-48%). В середине 50-х-начале 60-х гг. ведущее место в К стали занимать Япония и СССР. В 70-е гг. на их долю приходилось соответственно до 41 и 43% всех добытых китов.

  Международная китобойная комиссия (основана в соответствии с Международной конвенцией по К в 1949) ежегодно проводит сессии, на которых рассматриваются итоги К, устанавливаются квоты выбоя китов, уточняются действующие меры регулирования и т. д. Впервые квота выбоя беззубых китов в Антарктике была установлена в 1947-48 и до 1962-63 включительно варьировала от 14 500 до 16 000 УСК, после чего стала снижаться и в 1971-72 составила только 2300 УСК. С 1971 в северной части Тихого океана и с 1972-73 в Антарктике введена видовая квота выбоя китов.

  Промысел регулируется правилами, которые в каждой стране (члене международной китобойной комиссии) составлены с учетом положений комиссии. В них оговорены районы и сроки промысла, минимальные размеры разрешенных к промыслу китов, запрещенные киты и т. д. С 1972 осуществляется международное наблюдение за К
  Основные данные о китобойных базах, действовавших в 1973<

Страна

Наименование

Год пос

Водоизме

Экипаж,

Главные размерения, м

Скорость хода,

Мощность машин,



китобаз

тройки1

щение, т

чел.

Наибольшая длина

ширина

высота

осадка

макс. м.миль/ч2

л. с.3

СССР

"Советская Украина"

1959



















и "Советская Россия"

1961

44900

522

217,8

25,8

19,0

10,8

16,0

15000

СССР

"Юрий Долгорукий"

1960

29980

527

207,4

24,0

19,4

12,1

17,4

24920

СССР

"Владивосток" и "Дальний Восток"

1963

26500

374

182,0

23,8

17,0

8,9

14,0

6250

Япония

"Кекие-Мару" №3

1969

23087

500

184,2

23,5

17,4

10,6

14,0

6920

Япония

"Ниссин-Мару" №3

1967

23107

440

182,3

23,8

17,7

10,7

13,2

6750

Япония

"Тонан-Мару" №2

1971

13098

300

170,2

21,5

17,1

10,0

15,3

11600

Япония

"Чио-Мару"

1968

9026

400

142,7

18,9

12,1

8,2

16,5

5600


  1 Или модернизации. 2 1 м. миля/ч=1,852 км/ч. 3 1 л. с.=0,735 квт.

 

Лит.: Зенкович Б. А., Киты и китобойный промысел, М., 1952; Головлев И. Ф., Техника китобойного промысла, 2 изд., (Калининград), 1960; Бодров В. А., Григорьев С. Г., Переработка китового сырья на китобазах, М., 1963; Ивашин М. В., Попов Л. А., Цапко А. С., Морские млекопитающие. (Справочник), М., 1972.

  М. В. Ивашин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 05:41:00