Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Кинотеатр

Кинотеатр (далее К) общественное здание (или часть его), оборудованное для показа фильмов. Современный К в СССР и зарубежных странах представляет собой сложное сооружение. Основное помещение К — зрительный зал с большим светоотражающим звукопрозрачным экраном (ширина до 30 м) и установленными за ним мощными громкоговорителями. В крупных К имеются система кондиционирования воздуха, акустически обработанные стены и потолок, декоративное освещение, кинопроекционный комплекс (за стеной зрительного зала) состоит из нескольких мощных универсальных кинопроекторов для демонстрации обычных и широкоэкранных звуковых фильмов на кинопленке шириной 35 мм и широкоформатных стереофонических фильмов на кинопленке шириной 70 мм, мощных электронных усилителей звуковых частот, электропитающих устройств, темнителей света, автоматической или полуавтоматической системы управления киносеансом и др.; имеются также фойе для зрителей, служебные помещения.

  В 50—60-е гг. появились К специальных видов кинематографа — стереокино (с объемным изображением), круговая кинопанорама. Широкое распространение получают крупные киноконцертные залы на 2500—4000 мест универсального назначения, техническое оборудование и акустика которых обеспечивают постановку больших концертных программ и показ всех видов фильмов (обычных, широкоэкранных и широкоформатных). Среди таких залов в СССР: Октябрьский зал в Ленинграде (4000 мест), Центральный концертный зал гостиницы "Россия" в Москве (3000 мест), гостиницы "Украина" в Киеве (4000 мест), Дворец искусств в Ташкенте (2500 мест).

  Один из самых крупных в мире залов многоцелевого назначения — Кремлевский Дворец съездов в Москве (на 6150 мест), оборудованный комплексной звукотехнической системой для стереофонического воспроизведения звука и изменения акустических условий в различных режимах работы зала (съезды, концерты, оперные спектакли, показ кинофильмов) и мощной кинопроекционной аппаратурой, обеспечивающей показ всех современных видов фильмов на экране (ширина 27 м), смонтированном на металлической раме, выдвигаемой электроприводом на авансцену зала.

  Наибольшее распространение получили К средней вместимости (от 300 до 1000 зрительских мест). В СССР К в специализированных зданиях насчитывается около 13 000, в зданиях другого назначения (дворцы культуры, клубы и др.) — несколько десятков тысяч. Общее количество К в мире — около 100 тыс.

  А. А. Хрущев.

  Первые К появились в конце 1900-х гг. Они почти не отличались от залов для собраний или концертов (К на Ноллендорфплац в Берлине, 1910, архитектор О. Кауфман; "Художественный" в Москве, 1910 гг., архитектор  Ф. О. Шехтель, и др.) В 20-е гг. строились разнообразные по архитектуре К (неоклассические, в духе барокко, готики и др.), с традиционной театральной планировкой и пышным декором в интерьере ("Капитоль" в Берлине, 1925, архитектор Х. Пельциг), и строго функциональные, отличающиеся максимальным удобством расположения мест в зрительном зале ("Универсум" в Берлине, 1928, архитектор Э. Мендельзон; "Ударник" в Москве, 1928—31, архитектор Б. М. Иофан). Появились так называемые  суперкино (на 4000—5000 зрителей), с широким применением металлических конструкций, дававших возможность перекрытия больших пролетов (в Стамфорд-Хилле, Великобритания, 1928, и др.). С 1934 в Западной Европе строились здания меньших размеров (1200—2200 зрителей), упрощенных архитектурных форм и с уютными интерьерами ("Палас" в Чатеме, Великобритания, 1934).

  Современные отдельно стоящие здания К строги по форме, построены на контрасте глухих кубических объемов и больших остекленных поверхностей главных фасадов; глухие стены часто украшены мозаикой. Большое значение имеют декоративное освещение и реклама. Архитектурный облик фасадов находится в гармоническом единстве с лаконичным решением интерьеров.

  Лучшие образцы советских К — "Октябрь" (1967, архитектор М. В. Посохин и др.), "Россия" (1961, архитектор Ю. Н. Шевердяев и др.) — оба в Москве, "Пионерис" в Риге (1961— 1962, архитектор Ю. Петерсон). Построенные в новых жилых районах здания К способствуют организации городского пространства.

  Лит.: Качерович А. Н. и Хомутов Е. Е., Акустика и архитектура кинотеатра, М., 1961; Гнедовский Ю., Савченко М., Кы. (Основы проектирования), М., 1968.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 12:30:54