Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Кинокомедия

Кинокомедия (далее К) вид киноискусства, отличительная особенность которого - изображение жизненных несоответствий, возбуждающих смех зрителей. В зависимости от задач, объектов и средств осмеяния, от содержания, национальной принадлежности и эмоциональной окраски существует большое количество жанровых форм и разновидностей К Смех разных оттенков - от гневного, обличительного до веселого, одобрительного, жизнерадостного - вызывается  преувеличением и заострением каких-либо свойств человеческого характера, смешением несходного, несоответствием цели и средств ее достижения, неожиданностью или повторениями действий, гиперболизированием какого-либо одного свойства за счет других. Специфические свойства киноискусства, синтезирующего возможности литературы, пространственных и временных искусств, а также применение трюковых киносъемок делают выразительные средства К необычайно разнообразными, определяя интерес к ней зрителей.

  Наиболее распространенные жанры К - эксцентрическая "комическая", музыкально-танцевальные обозрения и ревю, бытовые сатирические и лирические комедии, фантастические, абсурдные и пародийные, а также трагикомические фильмы.

  Эксцентрическая  "комическая",  впитавшая опыт цирка, карикатуры, комикса, построенная на бурном внешнем действии, погонях, падениях, драках, сложилась в 10-20-е гг. 20 в. (А. Дид, М. Линдер, Ч. Чаплин, Б. Китон, Г. Ллойд, США). Ее герои - неизменяющиеся комедийные типы-"маски" маленького находчивого бродяжки, рассеянного, но преуспевающего щеголя, никогда не улыбающегося чудака и др., переходящие из фильма в фильм и поднимающиеся порой до резкого сатирического обличения буржуазного общества. В звуковом кино традиции "комической" развивали музыкальные эксцентрики - братья Маркс, позднее Д. Кей и Д. Люпс (США). Большой тонкости и разнообразия достигли актеры Ж. Тати, Фернандель, П. Этекс, Л. де Фюнес ( Почти в каждой стране в разное время выдвигались комедийные актеры, создававшие национальные по характеру образы и получавшие иногда всемирную известность: в Дании - Пат и Паташон, в Великобритании - Н. Уиздом, в Италии - Тото, в Мексике - Кантинфлас, в Польше - А. Дымша. Приемы "комической" используют современные режиссеры - Р. Лестер (Великобритания) и др. Близки к "комической" музыкально-танцевальные ревю и обозрения с участием популярных певцов и танцоров: Ф. Астера, Д. Дурбин (США), М. Рекк (Австрия, ФРГ), Ф. Гааль (Венгрия), М. Шевалье ( Эти К строятся как цепь эстрадных номеров, связанных примитивным любовным сюжетом. К опыту литературы и театра, особенно так называемой "комедии положений", обращаются режиссеры, ставящие бытовые, а в буржуазных странах - и салонные К с лирической или сатирической окраской: Э. Любич, Ф. Капра (США), В. Де Сика, А. Сорди, П. Джерми (Италия), Ж. Беккер, Ж. Ле Шануа ( и многие др. Политические, философские и этические проблемы поднимают в своих фильмах режиссеры Р. Клер ( И. Попеску-Гопо (Румыния), используя при этом элементы фантастики. Особое значение имеют резко антибуржуазные сатирические комедии X. А. Бардема и Л. Берланги (Испания), 3. Дулова (ГДР), К Гофмана (ФРГ). Трагическая ирония отличает комедии режиссера Ч. Кричтона, А. Маккендрика (Великобритания) с участием актера А. Гиннесса.

Для современных К характерно решение важных общественных и моральных проблем, органическое сочетание сатирического и лирического, жизнеутверждающих элементов. В 20-е гг. в "немом" кино большим успехом пользовались К режиссеров Я. А. Протазанова, Б. В. Барнета,  Н. П.  Охлопкова, А. И. Медведкина с участием актеров И. В. Ильинского, В. П.  Фогеля, В. П. Марецкой, О. А. Жизневой, А. П. Кторова. С введением звука в кино наибольшее распространение получили музыкальные К режиссеров: Г. В. Александрова, включающие острые сатирические эпизоды, И. А. Пырьева, лирически прославляющие труд, А. В. Ивановского, К К Юдина. Получили известность актеры Л. П. Орлова. Н. А. Крючков, Р. Я. Плятт, М. А. Ладынина, 3. А. Федорова, В. С. Володин и др. Большой вклад в развитие К внесли режиссеры Украины, Грузии, Армении, творчество которых тесно связано с традициями национального театрального искусства и литературы. Во 2-й половине 50-х-60-х гг. в области К выдвинулись режиссеры Э. А. Рязанов, Л. И. Гайдай, Г. Н. Данелия, актеры Ю. В. Никулин, Е. П. Леонов, А. Д. Папанов и др.

  Элементы К органически входят в кинопроизведения других жанров кино - в исторические эпопеи и драмы, приключенческие детективные фильмы, что особенно характерно для современных кинорежиссеров, сочетающих в поисках новых форм элементы различных жанров.

Лит.: Арнольд и Э. М., Комическое в кино, М. - Л.,1929; Юренев Р. Н., Советская кинокомедия, М., 1964; его же, Смешное на экране, М., 1964; Комики мирового экрана, М., 1966; Durgnat R., The crazy mirror, L., (1969).  

. Н. Юренев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.11.2017 04:59:09


23:39 В Праге решили пересмотреть роль маршала Конева в истории
23:25 Игроки «Реала» погоняли недовольного Роналду по кругу
22:30 Бизнесмен в кальянной избил приятеля и наставил на него пистолет из-за биткоинов
03:04 Мужчина в Якутии облил собаку водой и оставил умирать на 50-градусном морозе
01:45 Ученые определили идеальную диету для секса
00:53 Успенскому предложили 5 миллионов «отступных» за кота Матроскина