Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Киноведение

Киноведение (далее К) наука о кино, специфике киноискусства, закономерностях общественной природы фильма. В К входят теория и история кино, кинокритика и в качестве вспомогательного раздела - фильмография. К развивается в тесной связи с философскими науками, особенно с эстетикой. В социалистических странах К базируется на марксистско-ленинской эстетике, руководствуется ее общими положениями, познает собственные законы кино. К связано с другими областями искусствоведения, а также историей, социологией, психологией.

  Первые попытки осмысления вопросов кино в России были предприняты еще в дореволюционные годы. Своеобразие нового вида искусства привлекло внимание выдающихся деятелей русской культуры - Л. Н. Толстого, М. Горького, В. Э. Мейерхольда, Л. Н. Андреева и др. Уже тогда были поставлены проблемы специфики киноискусства, его выразительных средств, места в жизни общества. Однако становление К как самостоятельной науки произошло лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Направление развития советского К определила политика коммунистической партии в области кино, видевшей в нем могучее средство политического воспитания и просвещения масс. Ответственные задачи, поставленные партией перед киноискусством, потребовали рассмотрения его природы и художественных возможностей. Основополагающими для советской киноведческой науки стали высказывания В. И. Ленина о кино.

  Основная направленность советского К в 1920-е гг. - изучение выразительных средств кино, связанных с образно-публицистической трактовкой материала действительности в целях революционного воспитания масс. Становление советского К происходило в неразрывной связи с творческой практикой советского киноискусства. Большой вклад в советское К принадлежит ведущим советским кинорежиссерам - Л. В. Кулешову, Д. Вертову, С. М. Эйзенштейну, В. И. Пудовкину. В формировании советского К участвовали также сценаристы Н. А. Зархи, В. К Туркин, политические деятели А. В. Луначарский, П. М. Керженцев, писатели В. В. Маяковский, Ю. Н. Тынянов, И. Г. Эренбург, литературоведы Б. М. Эйхенбаум, В. Б. Шкловский, первые профессиональные киноведы и кинокритики Н. А. Лебедев, И. В. Соколов, а также деятели музыкального и театрального искусства. Ряд теоретиков кино 20-х гг. ошибочно отрицал художественный вымысел, "игровое" кино, переоценивал роль монтажа по сравнению с выразительностью материала кадра и др. В 30-е гг. перед советским К встали новые задачи, обусловленные введением звука, а главное - обращением киноискусства к изображению личности нового человека, формирующегося в борьбе за революционное преобразование мира. Утверждение в начале 30-х гг. метода социалистического реализма, определение его основных особенностей в киноискусстве способствовали идейному росту советского К Внимание К сосредоточилось на исследовании выразительных форм, соответствующих новым задачам кино; разрабатывались проблемы искусства киноактера (большое значение имели труды В. И. Пудовкина), вопросы кинодраматургии, теория монтажа звука и изображения (статьи С. М. Эйзенштейна "Вертикальный монтаж", "Монтаж" и др.). Появились труды по истории советского и зарубежного кино (Н. М. Иезуитов, Г. А. Авенариус). В конце 30-х - начале 50-х гг. наметилось некоторое сужение тематики киноведческих работ, отказ от постановки общетеоретических проблем и др. С середины 50-х гг. подъем советского К проявился в повышении идейно-теоретического уровня киноведческих работ, в расширении круга авторов, в разнообразии тематики, в научной разработке истории русского дореволюционного, советского и мирового кино. В числе видных историков и теоретиков кино - киноведы М. Ю. Блейман, И. В. Вайсфельд, С. С. Гинзбург, Е. С. Добин, С. В. Дробашенко, В. Н. Ждан, А. В. Караганов, Р. Н. Юренев, С. И. Фрейдлих, а также кинорежиссеры С. А Герасимов, Г. М. Козинцев, М. И. Ромм, С. И. Юткевич и др. Современное советское К практикует комплексное изучение кино, использующее методику социологии, психологии, педагогики, а также естественно-математических наук. Успешно решаются проблемы взаимосвязи теории, истории и кинокритики. Для современного этапа развития К характерно внимание к общим, идейно-эстетическим проблемам кино. Глубокий интерес киноведов вызывает проблема изображения современного героя на экране. В 60-70-е гг. разработка вопросов К в СССР сосредоточена во ВГИКе, Госфильмофонде СССР, институте истории искусств, Научно-исследовательском кинофотоинституте (Москва), институте театра, музыки и кинематографии (Ленинград), Украинском институте искусствоведения, этнографии и фольклора (Киев) и в других республиканских искусствоведческих институтах.

  В зарубежном К идет постоянная борьба двух тенденций, связанных с разным социальным и идеологическим подходом к кинематографу: с одной стороны, анализируются закономерности киноискусства как специфической формы общественного сознания, с другой - теория направлена на утверждение фильма как стандартного коммерческого зрелища, на разработку оптимальных условий его создания и массового потребления. Еще до 1-й мировой войны 1914-18 появились работы Г. Уэфкера, В. Пановски, Э. Альтенлоб ( Р. Канудо ( в которых исследовались отличия основных компонентов кинопроизведения (актерское искусство, изобразительное решение) от соответствующих компонентов театра, социология фильма. В 20-е гг. А. Антуан, Л. Деллюк, Л. Муссинак ( изучали специфику кино в ряду др. искусств. Возникали теории "движущейся живописи", "зрительной музыки". Представители французского "Авангарда" выступали против коммерческого стандарта, за эксперимент в киноискусстве. Некоторые "авангардисты" (например, А. Шомет) пропагандировали так называемое элитарное кино, то есть кино для "избранных". В эти годы самостоятельной областью К стала кинокритика. Значительные теоретические работы, рассматривавшие кинематограф как сложный и целостный объект, возникли в 30-е гг. Работа немецкого ученого Р. Арнхейма "Кино как искусство" достаточно полно характеризовала "немой" фильм, но в ней автору не удалось правильно оценить возможности звукового кино. Английский режиссер и киновед П. Рота создал (1936) первую книгу по истории мирового кино. Эмигрировавшие в США после прихода фашистов к власти (1933) немецкие киноведы Р. Арнхейм и 3. Кракауэр исследовали кинематограф, используя методику психологии и социологии. После 2-й мировой войны 1939-45 итальянские кинокритики У. Барбаро, Л. Кьярини, Г. Аристарко, опираясь на опыт советского кино, посвятили свои работы изучению законов реализма в кино, утверждению принципов социально активного киноискусства - неореализма. В связи с бурным ростом кинодокументализма изучалась природа и специфика документального фильма (Дж. Грирсон, К Рейс - Великобритания). Во была предпринята попытка объединить представителей гуманитарных и естественных наук в рамках "Института фильмологии" (Париж, 1947-62) для комплексного изучения кинематографа. Однако из-за отсутствия единой методологической основы этот замысел осуществить не удалось. Киновед-марксист Ж. Садуль создал уникальную по энциклопедичности "Всеобщую историю кино" (не завершена). Некоторые киноведы (А. Базен - 3. Кракауэр - США) обращались к изучению онтологии кинематографа наряду с исследованием взаимодействия кино с др. искусствами. Ряд работ был посвящен идеологическим функциям фильма в капиталистическом обществе, вопросам киноэкономики, фильму как объекту массовой культуры (Дж. Лоусон - США, А. Монтегю - Великобритания, П. Башлен, А. Мерсийон - Э. Паталас - ФРГ). Пропаганде русского и советского кино на Западе способствовала исследовательская работа Дж. Лейды (США).

  С конца 60-х гг. в зарубежном К возникает направление (киносемиотика), которое при изучении фильма использует методику современной лингвистики (К Метц - П. П. Пазолини - Италия). Исследуются взаимосвязи кино и телевидения. Распространение в массовой кинопродукции Запада тем насилия, секса, фильмов "ужасов" вызвало к жизни кинотеории, базирующиеся на фрейдистских концепциях (А. Киру, Л. Дюка - Буржуазное К нередко обращается к идеям экзистенциализма. Специальные теоретические исследования проводятся в Международном католическом Киноцентре (Париж) в связи с широким использованием кинематографа для религиозной пропаганды.

  Научно-исследовательские изыскания в области К ведутся в Музее современного искусства (Нью-Йорк), в Британской киноакадемии (Лондон), в Пизанском университете, в Немецком институте киноведения (Висбаден, ФРГ), в институте киноведения и в Германской академии искусств (Берлин, ГДР), в секторе теории и истории кино института искусства Польской академии наук (Варшава) и др.

  Значителен вклад в К многих ученых социалистических стран. Б. Балаж (Венгрия; в 1931-45 работал в СССР) исследовал как внутреннюю структуру фильма, так и его социальные функции. Е. Теплиц (Польша) создал один из лучших трудов по истории мирового кино. В области К работают также Е. Плажевский, В. Михалек, З. Питера (Польша), И. Немешкюрти (Венгрия), Н. Милев, Г. Стоянов-Бигор (Болгария), Л. Лингарт, А. Броусил (Чехословакия). Польские киноведы (К Жигульский и др.) многое сделали для изучения зрителя. Социологическим проблемам кино, воздействию фильма на детскую аудиторию посвящены значительные работы чехословацких ученых. В ГДР ведется разработка методики прогнозирования кинематографа (Г. Херлингхауз).

  Национальные фильмархивы объединены Международной организацией киноархивов (ФИАФ).

 

  Лит.: Самое важное из всех искусств. Ленин о кино, М., 1963; Кинематограф. Сб. ст., М., 1919; Поэтика кино. (Сб. ст.), М.-Л., 1927; Кулешов Л. В., Искусство кино (Мой опыт), (М.), 1929; Лебедев Н. А., К вопросу о специфике кино, М., 1935; Туркин В. К, Драматургия кино, М., 1938; Вопросы кинодраматургии. (Сб. ст.), в. 1-5, М., 1954-65; Пудовкин В. И., Избр. статьи, М., 1955; Вопросы киноискусства. Сб. ст. и материалов, в. 1-14, М., 1956-1972; Очерки истории советского кино, т. 1-3, М., 1956-1961; Ваисфельд И., Мастерство кинодраматурга, М., 1961; Добин Е. С., Поэтика киноискусства, М., 1961; Зоркая Н. М., Советский историко-революционный фильм, М., 1962; Юткевич С., О киноискусстве, М., 1962; Мачерет А. В., Художественные течения в советском кино, М., 1963; Ромм М. И., Беседы о кино, М., 1964; Эйзенштейн С. М., Избр. произведения, т. 1-6, М., 1964-71; Юренев ., Советская кинокомедия, М., 1964; Луначарский о кино. Статьи. Высказывания. Сценарии. Документы, М., 1965; Лебедев Н., Очерк истории кино СССР, М., 1965; Шкловский В. Б., За сорок лет, (М., 1965); Довженко А. П., Собр. соч., т. 1-4, М., 1966-69; Вертов Д., Статьи, дневники, замыслы, (М., 1966); Кино и зритель. Опыт социологического исследования, (М., 1968); История советского кино, т. 1, М.. 1969; Пиотровский А. И., Театр. Кино. Жизнь, Л., 1969: Герасимов С., Жизнь, фильмы, споры, М., 1971; Козинцев Г., Глубокий экран, М., 1971; Ждан В., Введение в эстетику фильма, М., 1972: Селезнева Т., Киномысль 1920-х годов, М., 1972.

  Деллюк Л., Фотогения кино, пер. (с франц.), М., 1924; Муссинак Л., Рождение кино, пер. (с франц.), Л., 1926; Мартен М., Язык кино, (пер. с франц.), М., 1959; Арнхейм Р., Кино как искусство, пер. с англ., М., 1960; Аристарко Г., История теорий кино, пер. с итал., М., 1966; łazewski J., Język filmu, Warsz., 1961; Базен А., Что такое кино?, (пер. с франц.), М., 1972; Epstein J., Le sinématographe vu de l"Etna, ., 1926; Cohen-éat G., Essai sur les principes d"une philosophie du cinéma, ., 1958; Kracauer ., Theory of film, ., ., 1960; Mitry J., Esthétique et psycologie du cinéma, (v.) 1-2, ., (1963-65); Lewicki В. ., Wprowadzenie do wiedzy о filmię, Wrocław (i. i.), 1964; Wstęp do badania dzieła filmowego, Warsz., 1966; Wspołczesaé teorie filmowe, Warsz., 1968; Stephenson R., Debrix J. R., The cinéma as art, (Harmonds-worth (Midd"x), 1969); Metz ., Langage et cinéma. ., 1971. см. также лит. при ст. Киноискусство.

  В. А. Кузнецова, Я. Б. Иоскевич.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 01:37:49