Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Каптерев Петр Федорович

Каптерев (далее К) Петр Федорович (7(19).7.1849, с. Кленово, ныне Подольского района Московской обл., - 7.9.1922, Воронеж), русский педагог и психолог. В 1872 окончил Московскую духовную академию. Преподавал психологию и педагогику в средних и высших учебных заведениях Петербурга, активно участвовал в работе Петербургского комитета грамотности и различных педагогических обществ; один из организаторов 1-го съезда по семейному воспитанию и 1-го Всероссийского съезда по педагогическая психологии (1906). К. выступал с требованием создания единой школьной системы, доступной для всех слоев народа; первым шагом к этому он считал преобразование начальной школы в 6-летнюю и уравнение ее курса с курсом городских училищ. После революции работал в г. Острогожске Воронежской области, затем был профессором педагогики Воронежского университета.

  К. - автор работ по теории и истории педагогики: "Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели" (1897), "История русской педагогии" (1910). Его заслугой является попытка создать психологически обоснованную дидактику; в работах "Дидактические очерки" (1885), "Педагогический процесс" (1905) и др. он разрабатывал такие дидактические проблемы, как цель и задачи обучения, выбор предметов учебного курса и их распределение, методы обучения и др.

  Ценным вкладом в развитие педагогики семейного воспитания являются работы К. "Задачи и основы семейного воспитания" (1898, 2 изд., 1913), "О природе детей" (1899), "О детских играх и развлечениях" (1898), а также "Энциклопедия семейного воспитания и обучения", редактором которой он был с 1898.

  К. - видный представитель эмпирической психологии в России. Он - автор ряда работ по детской и педагогической психологии, которая, по мнению К., слагается из трех элементов: данных общей психологии, возрастной психологии и учения о типах душевной жизни ("Педагогическая психология", 1877). Разрабатывая учение о типах душевной жизни ("Из истории души. Очерки по истории ума", 1890, и др.), К. пересматривает и развивает типологические концепции П. Ф. Лесгафта, А. С. Вирениуса, Т. Рибо.

  Лит.: Кузьмин П. М., К вопросу о педагогических идеях П. Ф. Ка, "Советская педагогика", 1940, № 4-5; Королев Ф. Ф., Очерки по истории советской школы и педагогики, 1917-1920, М., 1956, с. 476-78; Ткаченко В. Г., Питания психологи в працях П. Ф. Ка, в кн.: Нариси з icтоpiï вiтчизняноï психологiï кiнця XIX i початку XX столiття. 36. ст. за ред. Г. С. Костюка, К., 1959.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 17:52:53