Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Исполнение музыкальное

Исполнение музыкальное (далее И)воспроизведение музыки с помощью тех или иных исполнительских средств, вид художественного творчества. Существующее в нотной записи музыкальное произведение получает реальное звуковое воплощение только в процессе Исполнение музыкальное; поэтому исполнитель является необходимым посредником между композитором и слушателем. Исполнение музыкальное бывает вокальное, инструментальное и смешанное. К последней разновидности относится и оперное искусство; однако в опере певцы-солисты являются одновременно и актерами, важную роль выполняет декоративное искусство. В зависимости от количества исполнителей Исполнение музыкальное подразделяется на сольное (один исполнитель) и коллективное (группа исполнителей). Коллективное исполнение может быть камерно-ансамблевым с несколькими относительно равноправными исполнителями (например, трио, квартет и т. п.) и симфоническим, хоровым, как правило, под руководством дирижера (хормейстера), который с помощью других музыкантов реализует свой исполнительский замысел (см. Дирижирование). Многие исполнительские обозначения в нотах (темп, динамика и т. п.) относительны и в определенных пределах могут реализоваться по-разному. Поэтому задача Исполнение музыкальное - не просто точное воспроизведение нотного текста, но и возможно более полное воплощение намерений автора. Большое значение для исполнителя имеет изучение эпохи, в которую жил композитор, его эстетических взглядов и т. п. Все это помогает глубже понять содержание произведения. Каждый исполнитель, раскрывая авторскую концепцию сочинения, неизбежно вносит в исполнение и индивидуальные черты, определяющиеся как его личными качествами, так и господствующими в данное время эстетическими взглядами. Таким образом, всякое исполнение произведения является и его истолкованием, интерпретацией. Под влиянием эстетических воззрений, а также социальной среды и общественной идеологии в Исполнение музыкальное складываются различные стили, аналогичные стилям композиторского творчества. До недавнего времени исполнительские стили прошлого могли изучаться только на основе высказываний современников и отражения их в выполненных данным исполнителем обработках и транскрипциях; с появлением на рубеже 19-20 вв. звукозаписи положение изменилось, и сейчас можно сравнивать трактовку того же сочинения различными исполнителями непосредственно, прослушивая записи их исполнения.

  Лит.: О музыкальном исполнительстве. Сб. ст., М., 1954; Вопросы музыкального исполнительства, Сб. статей, в. 2-6, М., 1958-70; Коган Г., У врат мастерства, М., 1958; Dorian ., The history of music in performance, . ., 1942; Brelet G., Ľinterprétation créatrice, v. 1-2, ., 1951; Dart Т., The interpretation of music, 3 ed., L., (1958); Graziosi G., Ľinterpretazione musicale, Torino, 1967.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 20:24:08