Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Искусство для искусства

"Искусство для искусства" (далее И)"чистое искусство", название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Как показал Г. В. Плеханов, "склонность художников и людей, живо интересующихся художественным творчеством, к искусству для искусства возникает на почве безнадежного разлада их с окружающей общественной средой" (Избранные философские произведения, т. 5, 1958, с. 698). В разных условиях концепции ""Искусство для искусства"" различны как по своим социальным и идеологическим истокам, так и по своему объективному смыслу. Н. Г. Чернышевский писал, что "устарелая" в его время мысль об ""Искусство для искусства"", однако, "...имела смысл тогда, когда надобно было доказывать, что поэт не должен писать великолепных од, не должен искажать действительности в угоду различным произвольным и притворным сентенциям" (Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 271).

  Идеи ""Искусство для искусства"" оформляются в теорию к середине 19 в. во многом как реакция на утилитаризм философии Просвещения и меркантилизм буржуазных общественных отношений. Воспринимая весь строй буржуазной жизни как последовательное отрицание эстетического идеала, художники и поддерживающие их теоретики искусства стремятся воссоздать мир красоты помимо и вопреки действительности, что и приводит их подчас к взгляду на искусство как на некую сферу самодовлеющего эстетизма. Во доктрина ""Искусство для искусства"" получает распространение еще в 30-е гг. 19 в. и наиболее отчетливо выявляется в 50-е гг. у представителей школы "парнасцев" во главе с Т. Готье; в Великобритании - в 60-е гг. 19 в. (А. Суинберн; в 70-е гг. - У. Патер, в 80-е гг. - О. Уайльд). С конца 19 в. концепции ""Искусство для искусства"" резче обнаруживают склонность к эстетству и подчеркнутое пренебрежение к нравственным вопросам. Идеи ""Искусство для искусства"" в современную эпоху чаще всего входят составной частью в иные, подчас эклектичные эстетические теории.

  В России лозунг ""Искусство для искусства"" в середине 19 в. был полемически противопоставлен натуральной школе, или "гоголевскому направлению", т. е. реализму в искусстве (А. В. Дружинин, С. С. Дудышкин, П. В. Анненков, отчасти "молодые" славянофилы). Идеи ""Искусство для искусства"" были подвергнуты критике русскими революционными демократами, выдвинувшими принцип гражданского служения искусства, в дальнейшем - Г. В. Плехановым и марксистской литературно-художественной критикой. Указывая на социальные истоки различных вариантов ""Искусство для искусства"", марксизм каждый раз раскрывает конкретно-исторический смысл их противостояния общественной активности и классовой борьбе.

  Искусство социалистического реализма и близких ему направлений в зарубежном искусстве органически, в силу своей природы несовместимо с какими-либо проявлениями "чистого искусства", безразличного к борьбе за социальный прогресс, за коммунизм. Марксистско-ленинская эстетика с категорической непримиримостью относится к антиобщественным тенденциям в искусстве, будь то продукция так называемого массового искусства или же формализма и ""Искусство для искусства"".

  В. Д. Сквозников.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 09:16:31