Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Иоанн Скот Эриугена

Иоанн Скот Эриугена (далее И) (Johannes Scotus Eriugena), Эригена (Erigena) или Иеругена (Ierugena) (около 810 - около 877), средневековый философ. По происхождению ирландец; переехал во и в начале 840-х гг. появился при дворе Карла Лысого, где был высоко ценим за свою необычную ученость. Покровительство монарха позволяло И вести отрешенную жизнь ученого и сохранять независимость по отношению к требованиям церковных кругов.

  В умственной атмосфере Запада той эпохи И представляет собой одинокое явление. К варварскому богословствованию западных клириков он не может относиться всерьез, к Августину высказывает почтение, но отчужденность; его подлинная духовная родина - мир греческой мысли, его философская вера - платонизм и неоплатонизм, получивший христианское оформление в творчестве греческих авторов Оригена, Григория Нисского, Псевдо-Ареопагита (см. Ареопагитики) и Максима Исповедника (труды Псевдо-Ареопагита и Максима И впервые перевел на латинский язык и занимался их истолкованием). И решительно настаивает на примате разума перед авторитетом религиозного предания. Дистанции между идеалистическим умозрением и христианским откровением, между философией и верой для него не существует. Его главное сочинение "О разделении природы" уводит тенденции пантеизма так далеко, что объединяет бога и мир в едином понятии "сущего", или "природы", проходящей 4 стадии диалектического самодвижения: 1) "природа творящая и не сотворенная", т. е. бог как предвечная первопричина всех вещей; 2) "природа сотворенная и творящая", т. е. платоновский мир идей, локализованный в интеллекте бога; 3) "природа сотворенная и не творящая", т. е. мир единичных вещей; 4) "природа не сотворенная и не творящая", т. е. снова бог, но уже как конечная цель всех вещей, вбирающая их обратно в себя на исходе мирового процесса. В полном согласии с Псевдо-Ареопагитом и в резком отличии от Августина И понимает бога не как личность, описываемую по аналогии с человеческой личностью, но как присутствующее во всем и одновременно запредельное бытие, не поддающееся предметному постижению даже для самого себя: "Бог не знает о себе, что он есть, ибо он не есть никакое "что"" (De divis nat. 11, 28). Доктрина И представляет собой последовательный идеалистический монизм: все выходит из бога и возвращается в бога; И отрицает сущностную реальность зла - оно существует только как "ничто", как свое самоотрицание. Мистическое учение И о человеке, ориентированное на перспективу его просветления и обожествления, продолжает традиции Максима Исповедника и предвосхищает немецкого мистика Мейстера Экхарта. Принимая учение Платона о примате общего над единичным, И явился одним из основателей и радикальнейших представителей средневекового реализма. В целом грандиозные умственные построения И были чужды его эпохе, и его творчество не нашло настоящих продолжателей; лишь в 13 в. его пантеистические идеи подхватываются еретическими мыслителями и одновременно подвергаются церковному осуждению (например, на поместном Парижском соборе в 1210). В общей исторической перспективе система И лежит на линии, идущей от Платона и Плотина через Прокла, Псевдо-Ареопагита, Максима Исповедника и Николая Кузанского к немецкому идеализму конца 18 - начала 19 вв. И писал также стихи. В его поэтических опытах, где в латинскую речь вкраплено необычайное количество греческих слов, ярко сказалась воодушевлявшая его тоска по эллинской духовности и любовь к одинокой, самоцельной игре ума.

  Соч.: Opera quae supersunt omnia. ., 1865 (Patrologiae cursus completus, ser. latina, accur. J.-. Migne, t. 122); в рус. пер., в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 787-94; Памятники средневековой латинской литературы -IX веков, М., 1970, с. 358-60.

  Лит.: Бриллиантов А., Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены, СПБ, 1898; История философии, т. 1, М., 1940 (см. по указат. имен); Dörries Н., Zur Geschichte der Mystik Erigena und des Neoplatonismus, Tübingen, 1925.

  С. С. Аверинцев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 17:33:26