Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Интерьер

Интерьер (далее И) (от франц. intérieur - внутренний), 1) в архитектуре - внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или какое-либо помещение (вестибюль, фойе, комната, зал и т. п.). Функциональное назначение И как среды, отвечающей тем или иным процессам человеческой жизнедеятельности, определяет архитектурное решение И (его абсолютные размеры, форму, пропорции, освещенность, ритм размещения опор, оконных и дверных проемов, выступов, ниш, членений стен, их масштабные соотношения) и характер его убранства (меблировку, оборудование). Одновременно архитектурная композиция и убранство И служат его художественной организации, повышению эмоциональной активности И для целенаправленного воздействия на душевное состояние человека, его настроение. И создается во взаимосвязи с планировочной и пространственной структурой сооружения и с его конструктивной основой. Вместе с тем архитектурное решение И получает порой известную автономность, так как может создаваться с использованием дополнительных конструктивных элементов (подвесные потолки, приподнятые настилы, перегородки и т. п.), не только позволяющих видоизменять реальный объем той или иной пространственной ячейки сооружения, но и обеспечивающих возможность ее трансформации (например, в японском жилом доме). В тесной связи с архитектурой И создаются украшающие его монументальные росписи, рельефы, статуи, мозаики, витражи. Нередко эмблемы, включаемые в орнамент, сюжеты декоративных панно конкретизируют идейный смысл И Убранство И формируется из произведений декоративно-прикладного искусства в органическом сочетании с архитектурой помещения. Деление И на отдельные части (зоны), различные по своему назначению (нефы, трансепт и алтарная часть храма; амфитеатр, партер и сцена зрительного зала), нередко предусмотренное его архитектурной композицией, в большой мере подчеркивается подбором и размещением предметов убранства.

  Значительный по размерам И воспринимается постепенно. По мере движения человека в И перед ним раскрываются его отдельные части, их сочетания, что позволяет предусматривать в архитектурно-художественном решении И много различных аспектов. Еще сложнее и протяженнее во времени восприятие комплекса помещений в пределах одного здания или сооружения. Умением объединять в целостную художественную структуру большие группы парадных и жилых помещений виртуозно владели архитекторы и художники 17-18 вв., превращавшие анфилады комнат в гармонически развертывающееся зрелище с тонкой сменой настроений и их оттенков, последовательно выдержанной связью отдельных И с соответствующей их характеру внешней средой, с видами, открывающимися из окон. В современной архитектуре проблемы И занимают значительное место. Рациональная и эстетически выразительная компоновка И, их связь с внешней средой, строго дифференцированный подход к решению различных по назначению помещений и, вместе с тем, учет возможности использования одного и того же помещения для различных целей ставят перед архитекторами и художниками сложные задачи, решение которых должно отвечать удобствам жизни человека и высоким эстетическим требованиям.

  2) И в живописи - жанр, достигший расцвета в 17 в. в голландской (П. Санредам, Э. де Витте и др.) и фламандской живописи. В России к изображению И обращались в 19 в. художники венециановской школы. И часто играет большую роль в картинах на бытовые и исторические сюжеты.

  И М. Глозман.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 13:02:24