|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Интерес | Интерес (далее И) (от лат. interest - имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т. д. - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.
Французские материалисты 18 в. К. А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро предпринимают, по выражению Г. В. Плеханова, первую грандиозную попытку объяснить общественную жизнь с помощью И Иы людей противопоставляются ими как божественному предопределению, так и случайным обстоятельствам исторического процесса. В И они усматривают реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом. "Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета" (Гельвеций К. А., Об уме, М., 1938, с. 34). Однако французские материалисты не вышли за рамки идеалистического понимания общественной жизни, поскольку социальный И рассматривался ими как простая сумма индивидуальных И Сами же индивидуальные И они выводили из чувственной природы человека, остающейся в целом неизменной. Отсюда тезис Гельвеция о том, что голод и любовь правят миром. Важную роль в развитии теории И сыграл Г. Гегель, который, вслед за И Кантом, подчеркивал несводимость И к грубой чувственности, к естественной природе человека. "Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль" (Гегель, Соч., т. 8, М.-Л., 1935, с. 20). Люди "добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения" (там же, с. 27). И, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерения и сознания, и этот "остаток", проявляющийся в конечных результатах человеческих деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абсолютной идеей, осуществляющей себя в истории через бесконечное многообразие потребностей и И
Марксизм сохраняет все положительные моменты в толковании И, полученные в истории общественной мысли, подчеркивая вместе с тем объективные основания социального И "Экономические отношения каждого данного общества, - писал Ф. Энгельс, - проявляются прежде всего как интересы" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 18, с. 271). Поскольку экономические отношения порождают разделение общества на классы, постольку классовые интересы оказываются наиболее существенными, глубокими, определяющими во всем многообразии национальных, групповых и индивидуальных И Социальные И обусловлены экономическим положением тех или иных общественных групп; вместе с тем они не сводятся к этому положению, поскольку не существуют помимо того или иного их выражения в виде настроений, взглядов, эмоциональных реакции, идеологии и т. п. В противоположность так называемому экономическому материализму, абсолютизирующему экономические интересы, марксизм-ленинизм исходит из того, что содержание коренных классовых И гораздо шире, нежели экономические потребности этого класса. В социальных И закрепляется отношение данного класса или социальной группы ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.
Один из наиболее существенных моментов материалистического понимания истории состоит в выяснении взаимозависимости между И и идеологией. ""Идея" всегда посрамляла себя, как только она отделялась от "интереса"" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 89). В. И Ленин писал, что "люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 47).
При решении вопроса о классификации И выделяется несколько наиболее существенных оснований. И различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, духовные), по характеру субъекта (национальные, государственные, партийные и т. д.), по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы), по возможностям их осуществления (реальные и мнимые), по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные), См. также Иы экономические.
А. Г. Здравомыслов.
И в психологии - отношение личности к предмету как к чему-то непосредственно для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер И человека связаны как со строением и динамикой его мотивов и потребностей, так и с характером тех культурных форм и средств предметного освоения действительности, которыми он владеет. Формирование мотивационной сферы в процессе развития ребенка, а также усвоение, совершенствование и прогрессирующая интериоризация приемов и средств действия превращают первоначально безотчетные, непроизвольные и ситуативно-эпизодические И ребенка в И сознательные, произвольные и устойчивые. По мере раскрытия предмета И к нему может перерастать в самостоятельную потребность в нем (познавательную, эстетическую и т. д.). Проблема целенаправленного формирования И, еще мало разработанная в современной психологии, имеет большое значение для практики обучения и воспитания.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч.,2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18; Ленин В. И, Карл Маркс, полн. собр. соч., 5 изд., т. 26; его же, Три источника и три составные части марксизма, там же, т. 23; Оранский С. А., Основные вопросы марксистской социологии, ч. 1, 3 изд., Л., 1931; Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946; Здравомыслов А. Г., Проблема интереса в социологической теории, Л., 1964; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1965; Айзикович А. С., Важная социологическая проблема, "Вопросы философии", 1965, №11; Глезерман Г. Е., И как социологическая категория, "Вопросы философии", 1966, № 10; Божович Л. И, Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Кикнадзе Д. А., Потребности, поведение, воспитание, М., 1968; Князев Б. В., Куфтырев А. И, Фетисов А. С., О природе интереса как социального явления, "Вестник МГУ", 1968, № 4; Lewin К., Psychologische Situation bei Lohn und Strafe, Lpz., 1930; его же, A dynamic theory of personality, ..,1935.
А. А. Пузырей. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:09:05
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|