Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Инсценировка

Инсценировка (далее И) (от лат. - в, на и scaena (scena) - сцена), 1) переработка для сцены литературного произведения, написанного не в драматургической форме. В отличие от вольного использования эпических мотивов, как то было в античной драме или у У. Шекспира, И имеет целью не столько создание нового самостоятельного произведения, сколько театральную адаптацию прозы. Первые значительные И в России принадлежат А. А. Шаховскому (переработки произведений В. Скотта и А. С. Пушкина). Отвергнув тип ремесленной переделки романов в "хорошо скроенные пьесы", характерной для 2-й половины 19 в., В. И Немирович-Данченко на сцене МХТ искал романную форму спектакля, ставил И-монтажи. Инсценировочные принципы - объединение контрастных эпизодов, более свободная и емкая конструкция, многочастность - повлияли на советскую драму. Многие ее первенцы явились авторскими И, в том числе "Виринея" Л. Н. Сейфуллиной (совместно с В. П. Правдухиным, 1925), "Дни Турбиных" М. Булгакова (1926), "Бронепоезд 14-69" В. В. Иванова (1927). В середине 20 в. распространены И документальной прозы. 2) Одна из форм массового агитационного театра в годы революции: на площадях, сливая зрителей с исполнителями, разыгрывались инсценированные моменты истории и суды над реальными или символическими фигурами ("Свержение самодержавия", 1919). Этим И присущи романтическая символика, условность, сочетание патетики и гротеска.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 11:46:49