Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Иллюстрация

Иллюстрация (далее И) (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение),

1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). 3) Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений. В строгом значении термина к И следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом (т. е. как бы участвующие в процессе чтения). Развитие искусства И в этом ее значении тесно связано с историей книги. За пределами И как таковой остаются изобразительные интерпретации литературных текстов, не предназначенные непосредственно для оформления книги (таковы, например, иллюстрации Боттичелли к "Божественной комедии" Данте, О. Домье к "Дон-Кихоту" Сервантеса, В. А. Серова к басням И А. Крылова). И, входя в художественный организм книги, газеты, журнала, дополняется другими декоративными элементами оформления (заставки, концовки и инициалы), которые также могут составлять образный комментарий к тексту.

  Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами (см. Миниатюра), после изобретения книгопечатания и ксилографии И становится главным образом составной частью графики. Наиболее ранние ксилографические И появляются в Китае в 6-7 вв., получая особое распространение с 12 в. Китайская И (сохраняющая композиционные приемы живописи) отличается выразительной лапидарностью изобразительного языка. В конце 16 в. в Китае возникает цветная гравюра на дереве; вплоть до 20 в. особой популярностью пользуются лубочные книжки-картинки. В Японии книжная графика возникает в начале 17 в. Расцвет японской ксилографической И приходится на 18 - начало 19 вв.; Моронобу, Харунобу, Утамаро, Хокусай с любовью передают в И (по отношению к которым текст часто играет подчиненную роль) все бесконечное многообразие живого мира.

  Европейская ксилографическая И, зародившаяся в 15 в. и первоначально тесно связанная с искусством миниатюры, становится важным средством для распространения религиозно-дидактических, а позднее гуманистических и реформационных идей. Ранние И вырезались на одной доске с текстом, а затем отдельно от нее и помещались вместе с набором; они отличаются лаконизмом обобщенных контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произведения итальянских ксилографов конца 15 - начала 16 вв.). В 16 в. в искусстве И растет стремление к передаче глубины пространства, бурных живописных эффектов.

  Крупнейшими мастерами И эпохи средневековья и Возрождения были М. Вольгемут, В. Плейденвурф, Й. Амман, А. Дюрер, Х. Бальдунг Грин, X. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший в У. Граф в Швейцарии, Я. Сварт, Лука Лейденский в Нидерландах, Б. Саломон, Ж. Дюве во Тициан в Италии. В 16-17 вв. возникают также и первые русские, украинские и белорусские ксилографические И С конца 16 в. в И преобладает техника гравирования на меди; И превращается в самостоятельную композицию, которую исполняли на отдельном листе и вклеивали в текст. Особое внимание уделяется фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки. 17 в. - период бурного расцвета научной И Среди мастеров И 17 в. - А. Темпеста, С. делла Белла в Италии, К. де Пассе, Ж. Калло во П. П. Рубенс во Фландрии, Р. де Хоге в Голландии, М. Мериан в В. Голлар в Чехии. В 18 в. связь И с книгой становится прочнее. Широкое распространение получает изысканная виньетка в духе рококо. Художники, тонко раскрывая взаимоотношения литературных персонажей, отбирают главные моменты повествования, выявляют их внутреннюю связь; развивается принцип иллюстративной серии (Ю. Гравло, Ж. М. Моро, Ш. Эйзен, Ф. Буше, О. Фрагонар во Д. Н. Ходовецкий в У. Хогарт в Англии, Дж. Б. Пьяццетта в Италии). Замечательные образцы естественнонаучной И создают в начале 19 в, Т. Бьюик в Англии и Дж. Одюбон в США. На рубеже 18-19 вв. появляются более гибкие и дешевые изобразительные средства - торцовая гравюра на дереве ("политипаж") и литография; для 19 в. характерны как законченная И - композиции на отдельных листах, так и беглые наброски в тексте. Остро сатирической злободневностью отмечены И мастеров, тесно связанных с журнальной графикой (О. Домье, П. Гаварни, Ж. И Гранвиля во У художников-романтиков (У. Блейк, Э. Калверт в Англии, Э. Делакруа, Ж. Жигу во Л. Рихтер в И проникновенно воссоздают эмоциональную атмосферу произведения, основываясь на широком диапазоне чувств: от мистической экзальтации (У. Блейк) до добродушного, фольклорного юмора (Л. Рихтер). Внимательно интерпретируют произведения литературы иллюстрации Г. Доре во А. Менцеля в X. К. Брауна (Физа) и Дж. Крукшанка в Англии, Ф. П. Толстого, Г. Г. Гагарина и А. А. Агина в России. В конце 19 в. неограниченная свобода репродуцирования любого изображения (появилась фотомеханическая репродукция) резко увеличила возможности иллюстраторов, породив многообразие ее техник, но в то время станковый характер многих И приводил к частой утрате единства И и книги в целом. К достижению синтетического единства И со шрифтом и орнаментальными элементами оформления стремился в Англии У. Моррис (совместно с У. Крейном). Изысканно-декоративная стилизация и тонкое ощущение плоскости листа присущи художникам, работавшим в духе "модерна" и национально-романтических течений: О. Бердсли в Англии, Е. Д. Поленовой, В. М. Васнецову, И Я. Билибину в России. Проблемы декоративной связи И и книги, эмоциональной выразительности И решали в России мастера "Мира искусства": А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере; их И стилистически соответствуют литературному тексту, изображаемой эпохе. К значительным достижениям искусства И конца 19-20 вв. принадлежат также произведения Т. Стейнлена, Д. Вьержа во М. А. Врубеля, Л. О. Пастернака, Д. Н. Кардовского в России; П. Хотарта в Англии; Р. Кента в США. Большое место в 20 в. занимает сугубо личная интерпретация художником литературного текста; И часто становится его вольным ассоциативным аккомпанементом, допускающим многозначность его толкования (иллюстрации М. Дени, А. Майоля, Р. Дюфи, А. Матисса, П. Пикассо во Ф. Мазереля в Бельгии, X. Эрни в Швейцарии, Р. Гуттузо в Италии, А. Кубина в Австрии).

  Советская книжная И играет важную роль как одно из средств идейного и эстетического воспитания, 1920-е гг. для советской И - период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. И Кравченко), рисунка (В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в И (А. М. Родченко и др.), время поисков предметно-визуального единства И и книги. С 1920-х гг. развивается и многокрасочная И детской книги. Для И 1930 - начала 1950-х гг. характерно стремление к передаче специфики психологической стороны повествования, к реалистической достоверности образов, к созданию многолистной серии (Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский); И ( или карандашный рисунок, литография) сближается со станковой графикой. Необычайно разнообразна советская И 2-й половины 1950 - 1960-х гг., следующая лучшим традициям предшествующих лет. Многочисленные И к произведениям русской, советской, иностранной, а также детской литературы создают Д. С. Бисти, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев, Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, М. И Пиков в РСФСР, В. И Касиян на Украине, С. С. Кобуладзе в Грузии, Е. М. Сидоркин в Казахстане, Г. С. Ханджян в Армении, Л. А. Кучас в Литве и др.

  Интересны и разнообразны достижения иллюстраторов социалистических стран (А. Вюрца в Венгрии, В. Клемке, X. Бальцера, И Хегенбарта в ГДР, Э. Липиньского, Т. Кулисевича, Ю. Червиньского в Польше, И Лады, И Трнки в Чехословакии).

  Лит. ;Тынянов Ю. Н., Иллюстрации, в его кн.: "Архаисты и новаторы", Л., 1929: Кузьминский К. С., Русская реалистическая иллюстрация XVIII-XIX вв., М., 1937; Чегодаев А. Д., Пути развития русской советской книжной графики, М., 1955; Дмитриева Н. А., Изображение и слово, М., 1962; Сидоров А. А., История оформления русской книги, М., 1964; Гончаров А. Д., Художник и книга, М., 1964; Искусство книги, в. 1-6, М., 1960-70; Bland D., A history of book illustration, Cleveland - . ., 1958; Lewis ., The twentieth century book, L., 1967.

  Г. Л. Демосфенова.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 14:38:44