Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Иллюзионизм (вид циркового и эстрадного искусства)

Иллюзионизм (далее И) вид циркового и эстрадного искусства. Основывается на использовании специальных аппаратов - ящиков с двойным дном, оптических приборов и др., а также на манипуляции, т. е. ловкости рук (прежде всего кистей и пальцев). Артист-иллюзионист добивается появления и исчезновения предметов, людей, "чудесных превращений". В И (вид циркового и эстрадного искусства) широко используются явления, построенные в основном на обмане зрения.

  Начало И (вид циркового и эстрадного искусства) относится к древности, когда иллюзионные приемы использовались жрецами. В 17-18 вв. на ярмарках появились механики, показывавшие "чудеса", основанные на применении различных механизмов. В 19 в. в Париже выступал Г. Гудини, разработавший принципы многих применяющихся и ныне иллюзионных аппаратов. В 20 в. иллюзионисты стремятся создавать большие ревю, построенные на сложных трюках и эффектах, театрализуют выступления, вводят в них комические элементы. Среди наиболее известных зарубежных иллюзионистов: Ж. Ж. Пинетти, Дж. Б. Боско (Италия), Р. Кефало, Данте, Тафт (США), А. и К. Герман ( П. Ч. Соркар (Индия), Ж. Э. Робер-Уден ( Каланг (ФРГ) и др. Советские иллюзионисты: Э. Т. Кио (Ренард) и его сыновья Э. Э. и И (вид циркового и эстрадного искусства) Э. Кио, Алли-Вад (А. А. Вадимов-Маркелов), Клео Доротти (К. Г. Карасик), М. А. Марчес, А. С. Шаг, Ван Тентау, А. Г. и Р.М. Сокол и др.

  Лит.: Кио, Фокусы и фокусники, М., 1958; его же. Иллюзионисты и "волшебники", М., 1959; Вадимов А., Искусство фокуса, М., 1959; Вадимов А. А. и Тривас А. А., От магов древности до иллюзионистов наших дней. Очерки истории иллюзионного искусства, (М., 1966).

  Ю. А. Дмитриев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 22:59:46