|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Иезуиты | Иезуиты (далее И), члены католического монашеского ордена (самоназвание - "Societas Jesu" (лат.) - "Общество Иисуса"), основанного в 1534 в Париже мелким испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержденного папой Павлом в 1540. Орден был создан в период значительных успехов Реформации, став главным орудием контрреформации. Имея своей целью защиту и распространение католицизма, упрочение власти папства, И активно вмешиваются в область науки, образования, воспитания юношества, широко развивают миссионерскую деятельность. Основные принципы построения ордена: строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы - пожизненно избираемого генерала ("черного папы"), подчиненного непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная И, ими самими называлась "приспособительной" (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования, совершать любое преступление во имя "высшей цели" - "вящей славы божьей". Такое служебное значение морали получило отражение в приписываемом И девизе "цель оправдывает средства". Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим И вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством И (право ношения светской одежды, освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.), в сочетании с обязательным взаимным шпионажем внутри ордена и т. п. способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. В 16 в. И утвердились не только в европейских государствах, но проникли в Индию, Японию, Китай, на Филиппины. В начале 17 в. было создано Иезуитское государство в Парагвае. Миссионерская деятельность И немало способствовала колониальному порабощению и ограблению народов Азии, Африки, Южной Америки. И выступали как враги идей Просвещения. Вмешательство ордена в политическую жизнь европейских стран было столь велико, что в 18 в. правительства ряда государств (Португалии, Испании и др.) прибегли к изгнанию И В 1773 папа Климент XIV вынужден был формально ликвидировать орден. В эпоху Реставрации, когда были возрождены реакционные феодальные режимы, орден И был официально восстановлен папством (1814), перед ним была поставлена задача борьбы с революцией. В 20 в. И сохраняют значение ведущего отряда воинственного клерикализма, выступают союзниками наиболее реакционных кругов империализма в их борьбе с социализмом и коммунизмом. Орден сотрудничал с Муссолини, Гитлером. И - активные участники идеологической борьбы против СССР и социалистических стран. Ведут ожесточенную борьбу против марксизма, объявляя его "устарелым" (Г. Веттер и др.), или, пытаясь "приспособить" марксизм к католицизму, извращают и выхолащивают его содержание (И Кальвез, П. Биго и др.). Вместе с тем среди И усиливается стремление добиться более умелого приспособления католической церкви к изменяющимся условиям в современном мире.
В 1971 орден И насчитывал около 34 тыс. членов, наибольшее число их в США (около 8,5 тыс.). В руках И свыше 1300 газет и журналов, многие высшие и средние учебные заведения. Орден имеет капиталовложения в промышленности многих стран, оцениваемые в 5 млрд. долларов (1958).
Б. Я. Рамм.
И в России. Первые попытки проникновения И в Россию были предприняты в связи с Ливонской войной 1558-83. И сначала появились в Литве (1569). В 1570 они основали учебные заведения в Вильнюсе, Полоцке и др. В 1581 в Россию прибыл папский посол иезуит Антонио Поссевино, выступивший в роли посредника между двумя воюющими державами - Речью Посполитой и Русским государством. Поссевино предпринял безуспешную попытку получить разрешение на постройку католических церквей в России. Два десятилетия спустя И принимали активное участие в организации польско-шведской интервенции начала 17 в., но даже поддержанный ими Лжедмитрий 1, оказавшись на русском престоле, не впустил И в Россию. В начале 18 в. И в числе многих других иностранцев сумели проникнуть в Россию. Однако указом Петра от 18 апреля 1719 были изгнаны из пределов Русского государства. После первого раздела Речи Посполитой (1772) И опять появились в России, так как на территории Белоруссии и Украины, вошедших в состав Российской империи, существовали их организации. За ревностную службу царскому правительству императрица Екатерина сохранила организации И в России. Император Павел даже добился в 1801 от папы признания существования И в пределах Российской империи. В начале 19 в. иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе и других городах. Однако оживленная деятельность И по пропаганде католицизма привела к тому, что в 1815 им было запрещено жить в Петербурге и Москве, а 13 марта 1820 император Александр запретил их деятельность в России, распустил организации И и конфисковал принадлежавшее им имущество.
Лит.: Михневич Д. Е., Очерки по истории католической реакции. (И), 2 изд., М., 1955; Беликович Л. Н., И вчера и сегодня, "Новая и новейшая история", 1967, №4; Stierli J., Les jesuites, ., 1967: Hollis Ch., A history of the Jesuits, L., (1968); Foss M., The founding of the Jesuits. 1540, L., (1969). |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 14:23:43
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|