Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Идея

Идея (далее И) (греч. idéa), форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Понятие И было выдвинуто еще в античности. Демокрит называл И, неделимыми умопостигаемыми формами, для Платона И - это идеальные сущности, лишенные телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир. В средние века И понимались как прообраз вещей, принадлежащий божественному духу; бог творил вещи согласно своим И, идеальным формам. В новое время, в 17-18 вв., на первый план выдвигается теоретико-познавательный аспект И - разрабатывается учение об И, как способе человеческого познания, ставится вопрос о происхождении И, их познавательной ценности и отношении к объективному миру. Эмпиризм связывал И с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм - со спонтанной деятельностью мышления. Большое место учение об И занимало в немецком классическом идеализме. Кант называл И понятия разума, которым нет соответствующего предмета в нашей чувственности; по Фихте, И - это имманентные цели, согласно которым "Я" творит мир; для Гегеля И является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс развития (см. Соч., т. 6, М., 1939, с. 214).

  В марксистско-ленинской концепции исходным является материалистический тезис о познании как отражении действительности, об И как специфической форме этого отражения. "Все идеи извлечены из опыта, они - отражения действительности, верные или искаженные" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 629). Однако И не сводится к фиксации результатов опыта, но является отражением вещи, свойства или отношения не просто в их наличном бытии, а в необходимости и возможности, в тенденции развития. В. И Ленин рассматривал И как высшую форму теоретического освоения действительности. Конспектируя Гегеля, он пишет: "Begriff еще не высшее понятие: еще выше идея = единство Begriff`а с реальностью" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 151). В И происходит наиболее полное совпадение содержания мысли с объективной реальностью, это - объективное и конкретное, всестороннее знание действительности, которое готово для своего практического воплощения. Эти два момента в И: отражение объективной реальности и постановка практической цели перед человеком, находящиеся в органическом единстве, определяют специфику И и ее место в движении человеческого сознания. Таким образом, И является активным, посредствующим звеном в развитии действительности, в процессе практической деятельности человека, создающей новые, ранее не существовавшие формы реальности.

  В науке И выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют роль активных эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблемы. В зависимости от своего содержания И, отражающие общественное бытие, различно влияют на ход социальной жизни людей. Реакционные И, искажающие действительность и служащие уходящим с исторической арены классам, выступают тормозом общественного прогресса. И, верно и глубоко отражающие процессы действительности, выражающие интересы передовых общественных классов, ускоряют социальный процесс, организуют, мобилизуют эти классы на свержение отжившего и установление нового, прогрессивного.

  П. В. Копнин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 15:29:00