Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Идеал (филос.)

Идеал (далее И) (франц. idéal, от греч. idéa - идея, первообраз), идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природы сообразно И (филос.) представляет собой специфически-человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления.

  Проблема И (филос.) была обстоятельно разработана в немецкой классической философии. Наиболее остро она была поставлена И (филос.) Кантом в связи с проблемой "внутренней цели". Согласно Канту, явления, не имеющие цели, которая могла бы быть представлена образно, не могут иметь и идеала. Единственным существом, действующим по "внутренней цели", является человек как представитель рода. В животном внутренняя целесообразность осуществляется бессознательно и потому не обретает форму И (филос.), особого образа цели. Согласно Канту, И (филос.) как воображаемое (достигнутое в воображении) совершенство человеческого рода характеризуется полным и абсолютным преодолением всех противоречий между индивидом и обществом, то есть между индивидами, составляющими "род". Таким образом, осуществление И (филос.) совпадало бы с концом истории. В силу этого И (филос.), по Канту, принципиально недостижим и представляет собой только "идею" регулятивного порядка. Он указывает скорее направление на цель, чем задает образ самой цели, и потому руководит человеком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата. Только в искусстве И (филос.) может и должен быть представлен в виде образа - в форме прекрасного. И (филос.) науки ("чистого разума") задается в виде принципа "запрета противоречия", моральный И (филос.) ("практического разума") - в форме категорического императива. Ни там, ни здесь наглядно представить себе состояние, соответствующее И (филос.), нельзя, ибо оно неосуществимо в течение сколь угодно длительного, но конечного времени. Поэтому И (филос.) и "прекрасное" становятся синонимами, и жизнь И (филос.) допускается только в искусстве. Эти идеи Канта получили развитие в соч. Ф. Шиллера, И (филос.) Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга и немецких романтиков.

  Г. Гегель, остро понявший бессилие кантовского представления об И (филос.), развенчал его как абстракцию, выражающую на деле один из моментов развивающейся действительности "духа" (то есть истории духовной культуры человечества) и противопоставленную другой такой же абстракции - "эмпирической действительности", якобы принципиально враждебной И (филос.) и несовместимой с ним. И (филос.) становится у Гегеля моментом действительности, образом человеческого духа, вечно развивающегося через свои имманентные противоречия, преодолевающего свои собственные порождения, свои "отчужденные" состояния, а не изначально внешнюю и враждебную ему "эмпирическую действительность". И (филос.) науки (научного мышления) поэтому может и должен быть задан в виде системы логики, а И (филос.) практического разума - в виде образа разумно устроенного государства, а не в виде формальных и принципиально неосуществимых абстрактных императивных требований, обращенных к индивиду. И (филос.) как таковой поэтому всегда конкретен, и он постепенно реализуется в истории. Любая достигнутая ступень развития предстает с этой точки зрения как частично реализованный И (филос.), как фаза подчинения эмпирии власти мышления, силе идеи, творческой мощи понятия, - то есть коллективного разума объединенных вокруг идей людей. В виде И (филос.) всегда оформляется образ конкретной цели деятельности "рода", то есть человечества на данной ступени его интеллектуального и нравственного развития. В составе И (филос.) действительно представляются разрешенными главные, наиболее острые и окончательно назревшие всеобщие противоречия. "Дух" всегда осуществляет наличные проблемы, а не абстрактно-формальную цель "абсолютного совершенства", представляемого как неподвижное и лишенное жизни (стало быть и противоречий) состояние.

  Поскольку И (филос.) определяется Гегелем в духе традиций немецкой классической философии как наглядно созерцаемый образ цели, дальнейшая разработка проблемы И (филос.) переходит у него в эстетику, в систему определений "прекрасного". Осуществление И (филос.) как "прекрасного" относится Гегелем, однако, к прошлому - к эпохе античного "царства прекрасной индивидуальности". Это связано с тем, что Гегель считает буржуазное (идеализированное им) развитие культуры завершением социальной истории людей. Теоретически увековечивая капиталистическое разделение труда, Гегель считает романтической мечтой, то есть реакционным идеалом, идею всестороннего и целостного развития индивида. Но без этого идея "прекрасной индивидуальности" становится немыслимой даже чисто теоретически. Поэтому "прекрасное" (а тем самым и И (филос.) как таковой) оказывается у Гегеля скорее образом прошлого человеческой культуры, нежели образом ее будущего.

  Подвергнув критике идеализм Гегеля, марксизм-ленинизм материалистически переработал диалектические идеи Гегеля относительно И (филос.), его состава, его роли в жизни общества и возможностей его конкретной реализации. Понимая под И (филос.) образ цели деятельности объединенных вокруг общей задачи людей, К. Маркс и Ф. Энгельс главное внимание обратили на исследование реальных условий жизни основных классов современного им (буржуазного) общества, на анализ тех реальных всеобщих потребностей, которые побуждают эти классы к деятельности и преломляются в их сознании в форме И (филос.) И был впервые понят с точки зрения отражения противоречий развивающейся социальной действительности в головах людей, находящихся в тисках этих противоречий. В виде И (филос.) в сознании всегда своеобразно отражается противоречивая социально-историческая ситуация, чреватая назревшими, но не удовлетворяемыми потребностями более или менее широких масс людей, общественных классов, групп. В виде И (филос.) эти группы людей и создают для себя образ такой действительности, в рамках которого наличные, гнетущие их противоречия представляются преодоленными, "снятыми", и действительность изображена "очищенной" от этих противоречий, свободной от них. Это не значит, что в виде И (филос.) следует представлять себе грядущее состояние лишенным каких бы то ни было противоречий развития. В И (филос.) идеально разрешаются наличные, конкретно-исторические по существу и по происхождению, противоречия и поэтому И (филос.) выступает как активная, организующая сознание людей сила, объединяющая их вокруг решения вполне определенных, конкретных, исторически назревших задач.

  Классы, реализующие прогресс всего общества, формируют соответственно прогрессивные И (филос.), собирающие под свои знамена всех активных людей, ищущих выхода из кризисных ситуаций. Таковыми были, например, И (филос.) Великой французской революции. Таковыми являются в современную эпоху И (филос.) Великой Октябрьской социалистической революции. В наши дни единственной системой идей, представляющей прогрессивный И (филос.), является коммунистическое мировоззрение, и именно потому, что оно указывает людям единственно возможный выход в будущее из тупика неразрешимых при капитализме противоречий: построение коммунизма, в условиях которого осуществляется свободное и всестороннее развитие личности.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Критика Готской программы, там же, т. 19; Кант И (филос.), Критика эстетической способности суждения, Соч., т. 5, М., 1965; Шиллер Ф., Письма об эстетическом воспитании. Собр. соч., т. 6, М., 1957; Гегель Г. В. Ф., Наука логики, т. 1-2, Собр. соч., т. 5-6, М., 1937-39; его же, Эстетика, т. 1-3, М., 1968-72; Дебольский Н. Г., Об эстетическом идеале, "Вопросы философии и психологии", 1900, кн. 55, с. 759-816; Лифшиц М. А., И (филос.) И (филос.) Винкельман и три эпохи буржуазного мировоззрения, в сборнике: Вопросы искусства и философии, М., 1935; Муриан В. М., Эстетический идеал, М., 1966; Ильенков Э. В., Об идолах и идеалах, М., 1968; Schliesinger A., Der Begriff des Ideals, Lpz., 1908: Tsanoff R. A., Moral ideals of our civilization, . ., 1942; Bertin G. M., L`ideale estetico, Varese-Mil., 1949.

  Э. В. Ильенков.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 00:19:25