Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Игра (вид деятельности)

Игра (далее И) вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе. И (вид деятельности) сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. И (вид деятельности) свойственны и высшим животным. И (вид деятельности) изучается историками культуры, этнографами, психологами (в частности, в связи с детской психологией), историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела. В математической игр теории И (вид деятельности) определяется как математическая модель конфликтной ситуации. Происхождение И (вид деятельности) связывалось с магико-культовыми потребностями или врожденными биологическими потребностями организма; выводилось из трудовых процессов (Г. В. Плеханов, "Письма без адреса").

  Связь И (вид деятельности) с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена ее способностью моделировать конфликты, решение которых в практической сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому И (вид деятельности) является не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В качестве абстрактной модели конфликта И (вид деятельности) легко превращается в форму выражения социальных противоречий (превращение в средневековой Византии "болельщиков" на ипподроме в политические партии, детские игры как модели социальных конфликтов "взрослого" мира).

  Особая психическая установка играющего который одновременно и верит и не верит в реальность разыгрываемого конфликта, двуплановость его поведения роднит И (вид деятельности) с искусством. Вопрос о соотношении И (вид деятельности) и искусства был поставлен И (вид деятельности) Кантом и получил философско-антропологическое обоснование у Ф. Шиллера, видевшего в И (вид деятельности) специфически человеческую форму жизнедеятельности по преимуществу "...человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет" (Собрание соч., т. 6, М., 1957, с. 302). Генетическая связь искусства и И (вид деятельности) отмечалась также в позитивистских концепциях происхождения искусства (например, в теории синкретического первобытного искусства и происхождения искусства из обряда и "действа" А. Н. Веселовского). И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством - решение предлагается не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая в дальнейшем может быть использована в качестве модели практического поведения. Однако между И (вид деятельности) и искусством имеется существенное отличие: И (вид деятельности) представляет собой овладение умением, тренировку, моделирование деятельности, отличительным свойством И (вид деятельности) является наличие системы правил поведения.

  Ю. М. Лотман.

  В психологии первая фундаментальная концепция И (вид деятельности) была развита немецким философом и психологом К. Гросом (1899): в И (вид деятельности) животных он видел предварительное приспособление ("предупражнение") инстинктов к условиям будущей жизни. До него английский философ Г. Спенсер высказал взгляд на И (вид деятельности) как проявление "избытка сил". Существенной поправкой к учению Гроса явилась теория австрийского психолога К. Бюлера о "функциональном удовольствии" как внутренней субъективной причине И (вид деятельности) С противоположной Гросу теорией И (вид деятельности) выступил голландский зоопсихолог Ф. Бейтендейк, считая, что в основе И (вид деятельности) лежат не инстинкты, а более общие изначальные влечения, находящиеся за инстинктами (влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению). В психоаналитической концепции австрийского врача З. Фрейда И (вид деятельности) рассматриваются как реализация вытесненных из жизни желаний.

  В советской психологии был развит подход к И (вид деятельности) как к социально-историческому явлению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В частности, игры детские рассматриваются как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений, возникающая на такой ступени общественного развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нем ребенка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной жизни со взрослыми.

  Лит.: Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., 1925, с. 54-64; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1971; Groos ., Die Spiele der Tiere, Jena, 1896; его же, Die Spiele des Menschen, Jena, 1899; ühler К., Die Krise der Psychologie, Jena, 1929; Buytendijk . J., Wesen und Sinn des Spiels, В., 1934; Huizinga J., Homo ludens, L., 1949. См. также лит. при ст. Игры детские.

  И (вид деятельности) Б. Даунис.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 00:05:07