|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Знаменный распев | Знаменный распев (далее З), основной фонд русских церковных напевов. Название происходит от старославянского слова "знамя". Знаменами, или крюками, назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов. Первоначально название З означало записанные напевы, в отличие от пения по устной традиции. З сложился в 12 в. на основе заимствованных из народных песенности кратких мотивов, получивших название полевок; они подчинялись системе осмогласия. Количество полевок постепенно увеличивалось, и в 16 в. З достиг апогея своего развития. Мелодии из псалмодийных переросли в широкораспевные, с цветистым высотным контуром и сложным ритмом. В 17 в. в связи с общей тенденцией к упрощению напевов ради лучшего ощущения лада и большей ясности текстов песнопения З подверглись сокращению. Редакцию с купюрами стали называть малым. а несокращенную - большим З В 1772 мелодии З (Обиход, Ирмологий, Октоих и Праздники) были изданы в квадратной ноте (см. Нотное письмо). Многие мелодии З гармонизованы П. П. Турчаниновым, А. Ф. Львовым, П. И. Чайковским, А. Д. Кастальским, С. В. Рахманиновым и др.
Лит.: Разумовский Д. В., Церковное пение в России. М.. 1867-1869; Металлов В.. Очерк истории православного пения в России, 4 изд., М., 1915; Вознесенский И., О церковном пении православной Греко-Российской церкви. Большой знаменный напев. К., 1897; Бражников М., Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева, XII-XVIII веков. Л. - М., 1949; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; его же. Образцы древнерусского певческого искусства, 2 изд., Л., 1971.
Н. Д. Успенский.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:27:10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|