Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Змей воздушный

Змей воздушный (далее З) привязной летательный аппарат, который поддерживается в воздухе давлением ветра на его поверхность, поставленную под некоторым углом к направлению движения ветра и удерживаемую леером с земли. Основные конструктивные элементы З (рис. 1): натянутая на жесткий каркас поддерживающая (аэродинамическая) поверхность из материи или бумаги; наматываемый на лебедку или катушку леер (пеньковая веревка, стальной трос, прочная нить); уздечка для крепления к З леера и органы устойчивости. Продольная устойчивость обеспечивается хвостом или формой аэродинамической поверхности, поперечная - килевыми плоскостями, устанавливаемыми параллельно привязному канату, или изогнутостью и симметричностью аэродинамической поверхности. Устойчивость полета З зависит также от положения центра тяжести змея.

  В полете на З действуют сила его тяжести Р, сила давления ветра на его поверхность R, векторная сумма которых составляет силу тяги , и сила натяжения нити  (см. рис. 1). В положении равновесия сила тяги  уравновешивается силой натяжения нити , и сумма моментов сил  и  (относительно узла Е З. в.) равна нулю.

  По форме и устройству аэродинамических поверхностей различают З одноплоскостные (рис. 2), многоплоскостные - этажерочные, коробчатые и многоячеечные из отдельных ячеек в форме тетраэдров или параллелепипедов - и составные, или групповые, состоящие из группы З (т. н. змейковый поезд), соединенных в одну гибкую систему. В конце 19 - начале 20 вв. З применяли для метеорологических исследований верхних слоев атмосферы, фотографирования местности, в спортивных целях и т.д. С развитием воздухоплавательных и авиационных летательных аппаратов З стали применять исключительно в спортивных целях.

  Н. Ф. Логинов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 19:03:22