Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Здравый смысл

Здравый смысл (далее З) стихийно складывающаяся под воздействием повседневного опыта совокупность взглядов людей на окружающую действительность и самих себя, которая является основанием для их практической деятельности и морали. З выступает как жизненная позиция философски неискушенного человека, требующего рассматривать действительность такой, как она непосредственно представляется ему. По существу З представляет собой некритическое сочетание "наивного реализма" с господствующими в данном обществе традиционными представлениями. Поскольку в основе З Лежит непосредственно практическое отношение человека к миру, он не поднимается до уровня научного и философского осмысливания действительности, в чем выражается его ограниченность. Ф. Энгельс писал об этом: "Для метафизика вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие и исследованию один после другого и один независимо от другого... Этот способ мышления кажется нам на первый взгляд вполне приемлемым потому, что он присущ так называемому здравому человеческому рассудку. Но здравый человеческий рассудок, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 21). Проблема З ставится в марксизме в плане формирования научного мировоззрения и выступает прежде всего как проблема критического анализа обыденного, стихийно складывающегося сознания.

  В истории философии существуют противоположные тенденции в истолковании сущности и значения З Так, французские материалисты 18 в. считали, что З человека противостоит религии, тогда как представители шотландской школы "здравого смысла" (common sense) в 18 в. полагали, что З неизбежно должен привести к вере в бога. Т. Рид считал, что сознание человека не есть tabula rasa ("чистая доска"), заполняющаяся в процессе опыта, как утверждали сенсуалисты. Напротив, сам опыт возможен лишь постольку, поскольку человеческий дух имеет врожденные принципы З, каковыми является неискоренимая вера в бога и в окружающий мир; философия может строиться лишь на основе этих принципов.

  В современной буржуазной философии также имеются противоположные трактовки З Т. н. реалистические направления (неореализм, критический реализм) исходят из того, что З с необходимостью должен постулировать существование реальной действительности, без чего человек не может "ни жить, ни философствовать" (Дж. Сантаяна, США). С др. стороны, представители религиозных направлений полагают, что З ведет к непреложному признанию бытия бога. Наконец, согласно прагматизму, З тождествен той пользе или выгоде, которую человек получает в определенной ситуации.

  Д. М. Луканов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:16:31