Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Закавказская железная дорога

Закавказская дорога (далее З) в современных границах организована в июне 1967. Управление - в г. Тбилиси. Пролегает по территории Грузинской ССР, Армянской ССР и незначительно - Азербайджанской ССР. Граничит с Северо-Кавказской ж. д. (станция Веселое) и с Азербайджанской ж. д. (станции Беюк-Кясик и Норашен). Эксплуатационная длина дороги в современных (1970) границах 1942 км. строительство ж.-д. линий началось в 60-х гг. 19 в. В 1871 сдана эксплуатацию линия Поти - Зестафони и в 1872-линия Зестафони - Тбилиси, которые соединили Закавказье с портами Черного моря. В 1883 построены линии Батуми - Самтредиа, Баку - Беюк-Кясик - Тбилиси, создавшие прямую ж.-д. связь между портами Каспийского и Черного морей; в 1899-1902 начала действовать магистраль Навтлуги - Александрополь (Ленинакан) - Ереван, связавшая районы Грузии со столицей Армении и др. ее районами, а в 1908 - линия Джульфа - Норашен - Масис, соединившая станцию Джульфа (пограничную с Ираном) с Ереваном и др. пунктами Закавказья. Широкое ж.-д. строительство осуществлено за годы Советской власти: линии Цхакая - Сухуми (1940), Адлер - Бзыбь (1943) и Бзыбь - Сухуми (1945), создавшие кратчайшую связь Закавказья с др. районами страны, а также Гори - Цхинвали (1940) и ряд др. линий. З почти полностью электрифицирована. Электротягой (1969) выполнялось 93% всего грузооборота дороги.

  Дорога обслуживает районы добычи угля, и цветных руд, крупные предприятия машиностроения, черной и цветной металлургии, легкой и пищевой промышленности, развитого многоотраслевого сельского хозяйства. Крупные пункты отправления и прибытия грузов: Чиатура, Ткибули, Рустави, Поти, Ереван, Батуми. Дорога взаимодействует с крупными портами Черного моря по перевалке различных грузов (станции Поти и Батуми). Грузооборот З составляет всего 0,6% от сетевого, однако на отдельных участках дороги грузонапряженность весьма высокая. Среди грузов, отправляемых З, наибольший удельный вес имеют руда, металлы, цемент и др. строительные материалы минерального происхождения и грузы сельского хозяйства. Во ввозе преобладают нефть и нефтепродукты, лесоматериалы, машины, оборудование, зерно, грузы легкой промышленности. Перевозки по видам сообщений распределяются: ввоз - 42%, вывоз - 12%, местное сообщение - 46%.

  З осуществляет большие пассажирские перевозки как в междугородном (Тбилиси - Баку, Тбилиси - Ереван, Тбилиси - Москва и др.), так и в пригородном сообщениях. Общий годовой объем пассажирских перевозок около 40 млн. пассажиров, из них 1/4 - в пригородном сообщении.

  Г. С. Райхер.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 00:19:40