|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Жития святых | Жития святых (далее Ж) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Ж начали складываться в Римской империи как сказания о христианских мучениках (мартирологи). Затем (с 4 в.) создаются 3 основных типа сборников Ж: календарные сборники на год - "минеи" (пространные жития для церковных богослужений); "синаксари" с краткими Ж, расположенными в календарном порядке; "патерики" (Ж, избранные составителями сборников). Византиец Симеон Метафраст (10 в.) перерабатывает жития, сообщая им нравоучительный панегирический характер. Его собрание Ж становится образцом для агиографов (греческое hágius - cвятой) Востока и Запада, которые, создавая образы идеальных "святых", все далее отходят от реальных обстоятельств их жизни и пишут условные биографии. Ж вобрали ряд повествовательных сюжетов и поэтических образов, нередко дохристианских (мифы о змееборчестве и др.), а также средневековых притч, новелл, анекдотов. В Древнюю Русь Ж перешли с началом письменности - через южных славян, а также в переводах с греческого языка. Начинают составляться оригинальные жития первых русских "святых" - Бориса и Глеба, Феодосия Печерского (11 в.). В 16 в. митрополит Макарий расширяет "сонм" русских "святых" и руководит составлением их житий, которые объединяются в "Великих Четьих-Минеях" (12 тт.). Ж служили (а иногда служат и до сих пор) целям церковной и политической пропаганды. В научном отношении житийная литература имеет известное значение как исторический источник. Для истории культуры существенно изучение этого литературного жанра, отражавшего различные общественные идеи и эстетические представления своего времени. Сюжеты житий перерабатывались писателями, например "Легенда" А. И. Герцена (1835; в основу положено "Житие преподобной Феодоры").
Лит.: Ключевский В. О., Древнерусские жития святых как исторический источник, М., 1871; Н., Древнерусские княжеские жития. (Обзор редакций и тексты). М., 1915; Лихачев Д. С., Человек в литературе древней Руси, М., 1970; Ранович А., Как создавались жития святых, М., 1961.
А. Н. Робинсон. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:08:19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|